Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание шкал опросника АСВ






Дадим описание шкал опросника АСВ, которые предназначе­ны для диагностики типов негармоничного воспитания.

Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+ и Г-)

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня про­текции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уде­ляют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспи­тание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказы­вания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда слу­чается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+ и У-)

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацеле­на на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетво­рения его потребностей. Так называемое «спартанское воспита­ние» является примером высокого уровня протекции (поскольку [родитель много занимается воспитанием) и низкого уровня удов­летворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два откло­нения.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в; тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или под­ростка. Они «балуют» его. Любое его желание — для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят •аргументы, являющиеся типичной рационализацией, — «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои |ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы замести­тельного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль Воспитания характеризуется недостаточным стремлением родите­ля к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональ­ном контакте, общении с родителем.

Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+, Т- и 3+, 3-)

Требования к ребенку — неотъемлемая часть воспитательного Процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка т.е. в тех заданиях, которые он выполняет, — учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.

Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать.

Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей — от мягкого осужде­ния до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+, С-.

Требования-обязанности — это перечень повседневных обязанностей ребенка по отношению к себе и по отношению к другим членам семьи.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повы­шенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возмож­ностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанно­стей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в вы­сказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к ка­кому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т.е. указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют прежде всего степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возмож­ны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность тре­бований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания — «до­минирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ог­раничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует реакции оппо­зиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет раз­витие черт сензитивной и тревожно-мнительной (психастени­ческой) акцентуации. Типичные высказывания родителей отра­жают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении послед­ствий, к которым может привести хотя бы незначительное нару­шение запретов; а также в стремлении подавить самостоятель­ность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3-). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют ка­кие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих дру­зей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения ве­чером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребен­ком (шкалы С+ и С-)

Чрезмерность санкций (шкала С+) (тип воспитания «жесткое обращение»). Для родителей характерны приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и под­ростков максимальной строгости.

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочита­ют обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их край­не редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результа­тивности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)

Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля при­емов, представляющих собой переход от очень строгого к либе­ральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К.Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является неред­кой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями ха­рактера.

Родители, как правило, признают факт незначительных коле­баний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно до­статочно большое количество сочетаний перечисленных черт се­мейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонений характера, а также возникно­вения непсихотических психогенных нарушений поведения, не­врозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчи­вые сочетания.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представ­ляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация ти­пов негармоничного воспитания также дана в табл. 5.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных 1 шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетво­рению его потребностей. Этот тип воспитания содействует разви­тию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок Также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимныx подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивого типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминиру­ющая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т+, 3±, С±). В крайнем ва­рианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоциональ­ного отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицатель­ными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые уста­навливают в отношениях с ним большую дистанцию.

Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и форми­рованию невротических расстройств у подростков с эмоциональ­но-лабильной и астенической акцентуациями.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, прояв­ляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишени­ем удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

Гипопротекция (гипоопека — Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок пре­доставлен самому себе, родители не интересуются им и не конт­ролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при ак­центуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Причины негармоничного воспитания весьма различны. По­рой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяс­нительная работа и рациональная психотерапия. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Особую роль в практике врача-психотерапевта играют две груп­пы причин.

Отклонения личности самих родителей. Акцентуации личности и психопатии нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще скло­нен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекциеи, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, понижен­ным уровнем требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жесткое обращение с ребенком. Стиль доминирования может также обусловливаться чертами тревожной мнительнности.

Демонстративно-гиперкомпенсаторная акцентуация личности истероидная психопатия у родителей нередко предрасполагают противоречивому типу воспитания: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие таковых [Эйдемиллер Э.Г., 1994].

Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности ро­дителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль и возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание врача-психотерапевта направляется на осознание родителями взаи­мосвязи между особенностями своих личностных характеристик, типом воспитания и нарушениями поведения у подростка или ребенка.

Психологические (личностные) проблемы родителей, решае­мые за счет ребенка. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Ро­дитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уго­воров изменить стиль воспитания оказываются неэффективны­ми. Перед психологом встает трудная задача выявить психологи­ческую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осо­знанию.

Излагая наиболее часто встречающиеся психологические про­блемы, лежащие в основе негармонического воспитания, мы опирались на опыт практической работы с родителями детей и под­ростков с невротическими расстройствами, нарушениями адап­тации, личностными расстройствами (психопатиями) — соответ­ственно 120, 60 и 80 семей.

Как и в предыдущем разделе, одновременно с описанием этих личностных проблем будут указываться шкалы АСВ, предназна­ченные для их диагностики.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обуслов­ливаемое нарушение воспитания — повышенная протекция (по­творствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще все­го тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет — смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителей играющего основную роль в воспитании (несоответствие ха­рактеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, Реже — отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов, — потребность во взаимной исключительной привязанности, частично — эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) — чаще противоположного пола — «все чувства, всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям — ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за с^е включения эротических потребностей в отношения матери и Ре' бенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая усТа" новка проявляется косвенно, в частности в высказываниях, *& ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопостз0' лении идеализированных ею собственных отношений с сыном ** удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матер * осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предь^' ляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). ОбУс^
ловливаемое нарушение воспитания — потворствующая гипе?
протекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление ^ е
норировать повзросление детей, стимулировать у них сохранен**
таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игР*\
вость. Для таких родителей подросток все еще маленький. Нер^^
они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравЯ*, е
больше, что с большими не так интересно. Страх или нежела1^
повзросления детей могут быть связаны с особенностями био*~Р
фии самого родителя (он имел младшего брата или сестрУ» о
которых в свое время переместилась любовь родителей, в свЯ3
чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). л-
Рассматривая подростка как «еще маленького», родители cfV
жают уровень требований к нему, создавая потворствующую Л
перпротекцию, тем самым стимулируя развитие психичес^0
инфантилизма. л'

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обуслор^ ваемое нарушение воспитания — потворствующая гиперпроте*^' либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную n^f уверенность родителя можно было бы назвать «слабым меС" л$ личности родителя. В этом случае происходит перераспредели ^У власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в п°{^ \ последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак HeJt л< т Это происходит потому, что подросток сумел найти к своемУ *fr дителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается длЯ Лч в этой ситуации «минимум требований — максимум прав». Т^1 лРi ная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе Я°^Р сток (ребенок), смело выдвигающий требования, и нереш^ ный, винящий себя во всех неудачах с ним, родитель.


В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеничес­кими чертами личности родителя. В других — определенную роль |р формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных ус­ловиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными ^родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требо­вательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к |ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали 'ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей — признание ими массы «ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов -уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое наруше­ние воспитания — потворствующая или доминирующая гипер-Шротекция. «Слабое место» — повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребен­ка, его болезненности и т.д.

Один источник таких переживаний родителей коренится в ис­тории появления ребенка на свет — его долго ждали, обращения К врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и бо­лезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.

Еще один источник — перенесенные ребенком тяжелые забо­левания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислуши­ваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондри­ческая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезнен­ных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдален­ных во времени переживаниях по поводу здоровья подростка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловлива­емые нарушения воспитания — гипопротекция, эмоциональное Свержение, жестокое обращение.

I Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь ^да, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные °™Bbi: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность реализовать себя» в детях, «продолжить себя».

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встреча-

Ти ^ Р°дителеи подростков с отклонениями личностного разви-

По ^Днако это явление очень редко ими осознается, а еще реже

стонается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь

ц ° с ребенком (подростком), в плохой переносимости его об-

Тва, поверхностности интереса к его делам.

 

Причиной неразвитости родительских чувств может быть от­вержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родителя, например выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно сла­бее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усили­ваться с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек).

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает тип воспитания «гипопротекция» и особенно «эмо­циональное отвержение». При трудных, напряженных, конфликт­ных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается значи­тельная доля родительских обязанностей — тип воспитания «по­вышенная моральная ответственность» — либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение.

Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и ин­тересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством до­вольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных
качеств
(шкала ПН К). Обусловливаемые нарушения воспитания —
эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной та­
кого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как
бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в
самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени,
влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, про-
тестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими
же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель
(чаще всего — отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду
для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помо­
гает ему верить, что у него данного качества нет. Родители много
и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с
отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и нака­
заниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях
родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторски^
интонации: характерным стремлением является выявить в лК>
бом поступке «истинную», т.е. плохую, причину. В качестве так
вой чаще всего выступают качества, с которыми родитель не
сознаваемо борется. ^а

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шК J ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания — противоречив тип воспитания — соединение потворствующей гиперпротекн ^ одного родителя с отверженцем либо доминирующей гипер текцией другого.


Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — ча-I стое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих роди-|лтелей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выра­жать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом вос­питании с повышенными требованиями, запретами и санкция­ми, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу.

Характерное проявление ВК — выражение недовольства вос­питательными методами другого супруга. При этом легко обна-| руживается, что каждого интересует не столько то, как воспи-I тывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. • Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны. I Это связано с тем, что именно «строгая» сторона, как правило, «является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависи­мости от его {ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских ка­честв — ПМК и шкала предпочтения женских качеств — ПЖК. ^Обусловливаемые нарушения воспитания — потворствующая ги-|перпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не ^действительными особенностями ребенка, а такими чертами, ко-|торые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения жен­ских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка муж-jCKoro пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотип­ными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном ||рубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждени-рм, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Щюбой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стре­миться к противоположным качествам — быть нежным, деликат­ным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества Родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления уста­новки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков в сЫне и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отноше-Иии ребенка мужского пола в данном случае формируется тип в°спитания «эмоциональное отвержение». Возможен противопо-г^Ны** пеРекос с выраженной антифеминистской установкой, Ренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по ^ вощению к мальчику может сформироваться воспитание по типу Потворствующая гиперпротекция».


 



, :



 
 


 

 

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИО --  
Возраст        
огтооыст -ак-гпрПИМР.НТа      
     
Вопросы     Шкала
          Г + 7
          Г-8
          У + 8
          У-4
          Т + 4
          Т-4
          3+4
          3-3
          С + 4
          С-4
          Н5
          РРЧ6
          ПДК4
          ВН5
          ФУ 6
          НРЧ7
          ПНК^__
          ВК4
          ПЖК4
          ПМК4
          ^ г+
          г-
          У+
          ррч
          фУ
          НР^,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.