Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Удк 378






ББК 74.58

 

 

ISBN 978-601-7209-09-4

 

 

 
 


© ИПК и ПРО, 2010

Содержание

 

       
  Предисловие  
I. Как работать с текстом, данными, таблицами и илллюстрациями  
    Как эффективно учиться  
    Повышение эффективности научения на уроке  
    Выявление основных идей  
    Как избежать изучения второстепенных вопросов  
    Как читать текст  
    Работа над текстом  
    Выделение мнемических опор  
    Как составить план  
    Как составить резюме  
    Анализ документов  
    Как работать с документальными материалами  
    Техника работы с данными  
    Как работать с таблицей  
    Как работать с фотографией  
    Как пользоваться графиком  
    Как построить график и работать с ним  
    Иллюстрированный доклад  
    Карточки устного сообщения  
    Как работать со справочной литературой  
    Как селектировать информацию  
    Как прокомментировать текст  
2. Как конспектировать, сокращать слова и сжимать фразы.  
    Конспектирование и структура конспекта  
    Квантор  
    Буква в обвертке  
    Корейская грамота  
    Древнеегипетская грамота  
    Арабская грамота  
    Буквы и знаки  
    Приставки, суффиксы и окончания  
    Пространственная запись  
    Скобки  
    Контекст  
    Преобразование фраз  
    Опорный конспект  
3. Представление информации в виде схем/образов  
    Паучок  
    Кластеры  
    Генеалогическое древо  
    Рыбная кость  
    Схема «Картография»  
    Схема «Треугольник УПК»  
    Схема «Луковица»  
    Схема «Опоры несправедливости»  
    Схема «Пирамида»  
    Схема «Многоуровневые треугольники»  
    Схема отношений  
    " Карта памяти"  
    Системная карта  
    Схема влияния  
    Схема функциональных потоков  
    Схема последовательности действий  
    Схема информационных потоков  
    " Содержательная картинка"  
    Схема «Анализ поля сил»  
    Схема " входа-выхода"  
    Причинно-следственная схема  
    Полосовая диаграмма  
    Сетевой график  
    Схема анализа критического пути  
    Схема контура управления  
    Рациональное применение различных схем  
4. Как запоминать слова  
    Классификация слов по принадлежности  
    «Математическая формула»  
    «Ассоциативные пары»  
    «Записная книжка»  
    «Прямоугольник-комната»  
    Прием Симониды  
    Мнемонические стихи и предложения  
    Синквейн  
5. Как запоминать цифры  
    «Связи»  
    «Внешние признаки»  
    «Птичий базар»  
    Прием Цицерона  
  Моделирование  
    Как выполнить модель  
    Метафорическая модель  
  Как научиться мыслить /элементарные мыслительные операции  
    Анализ  
    Синтез  
    Абстрагирование  
    Сравнение  
    Обобщение  
    Классификация  
    Как решать мыслительные задачи  
    Как решать проблемную ситуацию  
  Как научиться мыслить/ логическое мышление  
    Понятие  
    Круги Эйлера  
    Построение тезисов  
    Аргументирование  
    Определение  
  Как научиться мыслить/ линейное мышление  
    «Из пункта А в пункт Б»  
    «SMАRT”  
    Метод графов  
    Денотатный граф  
    Дихотомный граф  
  Как научиться мыслить/системное мышление  
    Схема «Стратегия»  
    Схема «Таблица»  
    Схема «PERT»  
  Как научиться мыслить/ мыслить критический  
    Критическое мышление  
    Как решать конкретную ситуацию  
  Как научиться мыслить / творческое мышление  
    Морфологический ящик  
    Метод фокальных объектов  
    Метод «6 шляп»  
  Вместо заключение  
  Использованные источники  

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В XXI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно.

Весь «инструмент» учения у обучающегося находится в его саквояже-компетенции УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.

Данная компетенция присутствует во всех педагогических концепциях, но, особое место ей отводится в компетентностной педагогике и Европейской системе квалификации (2006 г.).

В Европейской системе квалификации (2006), которая является общим знаменателем образования на европейском пространстве, компетенция УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ представлена следующим образом:

Определение: «Умение учиться» – это способность заниматься и упорствовать в учебе. Люди должны уметь организовать свое обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление. Умение учиться предлагает обучающимся опираться на предыдущее учение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях – дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении). Решающими условиями личной компетенции являются мотивация и доверие (самоуверенность).

Необходимые знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции

Где обучение руководствуется индивидуальной работой или карьерными целями, у человека должно быть знание, компетенция, требуемые умения и квалификация. Во всех случаях умение учиться предполагает у индивида знание и понимание предпочтительных стратегий обучения, сильные и слабые стороны их умений и квалификаций, готовность поиска в образовании и воспитании.

Умение учиться, прежде всего, требует приобретения таких основных умений, как грамотность, умение вычислять, которые необходимы для дальнейшего обучения. Опираясь на них, человек должен быть готов добывать, приобретать, обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это требует эффективного управления процессом обучения, рабочих образцов, и, в частности, способности упорно продолжать свое обучение, концентрироваться на длительный период и критически размышлять над целями и задачами обучения. Люди должны быть готовы к посвящению времени на самостоятельное обучение, к самодисциплине, но также и к совместной работе как части процесса обучения, получая пользу от разносторонних групп; уметь поделиться тем, что они узнали. Они должны уметь оценивать свою работу, просить советы, искать информацию и поддержку.

Положительное отношение включает мотивацию и уверенность в том, чем занимаешься, чтобы добиться успеха в течение жизни. Настроенность на решение проблем поддерживает обучение и индивидуальную способность разбираться с препятствиями и изменениями. Желание применять предшествующее обучение и жизненный опыт, желание найти возможности учиться и применять знания в многообразии жизненных ситуаций – это важнейшие элементы позитивного отношения.

Данная книга является, своего рода, малой энциклопедией техник учения – в ней представлены 101 техника учения. Освоению техник учения «все возрасты покорны», поэтому эта книга предназначена для тех, для кого обучение на протяжении всей жизни стало образом жизни – для школьников и студентов, для учителей и профессоров, для аспирантов и ученых, для специалистов из различных областей.

В добрый путь!

 

Составитель

Рудик Г.А., профессор,

доктор педагогических наук,

кандидат технических наук, PhD

 

 

I. КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ, ДАННЫМИ И ТАБЛИЦАМИ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.