Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составные части организма






Важными составными частями организма и его внутренней среды, по­мимо жизненной энергии ци, являются чин — вещество, или субстанция, сюэ — кровь, цзинъ-е — телесные соки, а также шэнь — духовное начало.

Чин понимается китайской медициной как основная форма материи, вещество, из которого состоит организм человека, как материальная ос­нова его функций, свойств и активности. «Чин является первопричиной (основой) тела» (трактат «Нэй цзин»). Различают врожденную чинхань-тянь чин, наследственное вещество, получаемое от родителей (суб­станция размножения) и сохраняемое в процессе жизни, без которого невозможны продолжение рода, рост плода и ребенка.

Другой формой чин является приобретенное вещество — хоу-тянь чин (оно еще носит название субстанции внутренних органов), которое обра­зуется после рождения из поступающих в организм жидких и твердых

пищевых продуктов и воздуха. Переработанная в желудке и селезенке пища переходит в кровь и усваивается хань-тянъ чин, питает пять плот­ных и пять полых органов, образуя чин этих органов. Приобретенная чин в процессе жизнедеятельности постоянно поддерживает существование врожденной чин, которая локализуется в почках, через чин органов. Если все органы здоровы, то и почки работают хорошо, а наследственная чин обеспечивает возможность зачатия и продолжения рода.

Кровь (сюэ) образуется в селезенке и желудке из переработанных и по­глощенных питательных веществ. Основой крови является питательная жидкость шуй-гу чин-вэй, образующаяся из пищи. Главной функцией крови является питание организма, снабжение системы меридианов (ка­налов), кожи, волос, конечностей. Чин и кровь тесно взаимосвязаны и могут взаимно превращаться. Циркуляция крови по телу происходит за счет ци. Они находятся в тесном взаимодействии, взаимно превращают­ся друг в друга. В крови содержатся все питательные вещества, необхо­димые для жизни человека. Если крови достаточно, то организм здоров; при недостатке крови организм ослабевает.

Телесные соки {цзинъ-е) — это все физиологические жидкости организ­ма человека, например слюна, желудочный, кишечный соки и так далее. Цзинъ-е бывают двух видов: 1) прозрачные, жидкие и 2) мутные, густые. Эти соки образуются из шуй-гу (питательной жидкости) благодаря пище­варению в желудке, селезенке, легким, почкам, мочевому пузырю и вклю­чаются в обмен веществ. Цзинь-е выполняют следующие функции: они, распространяясь по всему организму, смазывают и питают внутреннос­ти, мозг, мышцы, сосуды, суставы, кожу, увлажняют отверстия тела; также участвуют в образовании крови, постоянно восполняют расход жидкости в организме, пополняют чин, костный, спинной и головной мозг.

Шэнъ обычно переводят как «духовное начало жизни», что может толь­ко исказить то, что под этим понимается в китайской медицине. Для ев­ропейского сознания «духовное» — значит жизнь души, бессмертной ча­сти человеческого существа, внутренний его образ, достаточно резко про­тивопоставляемый телесной, плотской части. Понятие шэнъ включает не только сознание, мышление, душевное состояние, психическую актив­ность, но также состояние функций внутренних органов, чин, ци, крови и телесных соков. Таким образом, под шэнъ понимается активность, со­вокупная жизненная сила всего человека, поэтому состоянию шэнъ при­дается большое значение при осмотре пациента и в диагностике. В книге «Нэй цзин» говорится: «Тот, кто обладает шэнъ, расцветает. Тот, кто те­ряет шэнъ, умирает». Шэнъ возникает из ци и чин до рождения, а затем пополняется за счет питательных веществ шуй-гу чин-вэй. Шэнъ сильно и крепко при достаточном питании, высокой активности ци, свободной ее циркуляции по меридианам, гармоничном взаимодействии внутрен­них органов, нравственном образе жизни.

В китайской медицине внешний облик человека описывается с помо­щью характеристики шэнъ, что является важной частью диагностики, общего состояния организма. Если глаза и волосы человека блестят, кожа чистая и гладкая, цвет ее розовый, то шэнъ его обильная. Если глаза че-

ловека тусклые, волосы матовые и повислые, кожа серая и нечистая, то его шэнь скудная и слабая.

Начало шэнь объединяет как материальное, телесное, так и психиче­ское в единое понятие, позволяющее китайскому врачу лечить человека как единое целое, не разделяя его на органы или системы, не различая телесные или душевные страдания. Воля, рассудительность, мудрость, сердечность, душевность являются проявлениями шэнь и тесно с ним свя­заны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.