Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОНЦЕПЦИЯ ИНЬ-ЯН






Мировоззренческую основу древней китайской философии составило учение о двух противоположных и нераздельных началах инь и ян, кото­рые поначалу обозначали вполне материальные, чувственно восприни­маемые противоположные явления, качества или свойства, присущие одному событию, предмету, объекту. Позднее такое понимание инь и ян расширилось и углубилось и стало обнимать силы и функциональные начала, которые порождают все вещества и объекты во вселенной, при­обрело широкий символический характер. Таким образом, инь и ян ста-

ли проявлениями единой всеобщей «энергии» ци (см. следующий раздел), которая была причиной и началом всякого движения и изменения во все­ленной. Физиологические и психологические процессы человеческого организма считались результатом действия особенной «энергии» — жиз­ненной ци, проявления которой также имели характер или инь или ян. В китайской медицине модель инь и ян была применена как к структурам, так и функциям организма человека и стала основой физиологии, диаг­ностики и лечения.

Философская категория инь и ян означает, что любое единое целое, как предмет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга. Каждая из них име­ет свои характеристики и свойства. Изначально китайские мыслители всё, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, от­носили к инъ, а все, что движется, устремляется вверх, что ясно, актив­но, светло, горячо, сильно и тому подобное, — к ян. Небо соответствует ян, а земля — инь; вода есть инь, а огонь — ян.

Инь-характер имеют луна, земля, женский, слабый, холодный, мяг­кий, темный, тяжелый, низкий, малый, короткий, печальный, внутрен­ний, худой и т.д.

Я^к-характер имеют солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твер­дый, светлый, легкий, высокий, большой, длинный, радостный, вне­шний, полный и т.д.

Действие начал инъян заключается в следующем:

— каждое из них стремится подавить другое;

— оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращать­ся (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба нача­ла — в инь есть ян, в ян есть инь;

— борьба и взаимное превращение инъ и ян являются источником лю­бого движения, развития, изменения и преобразования;

— нарушение гармонии и равновесия между инь и ян ведет к наруше­нию всякого движения и развития;

ян превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру). Рассмотрим эти положения подробнее.

Инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одно начало преобладает, то возникает недостаток другого, и наоборот. Инь борется внутри, а ян вызывает тревогу снаружи, поэтому возникают явления пустоты и наполнения; при этом инъ и ян сменяют друг друга. Оба начала никогда не остаются без взаимодействия, и их стремление к вытеснению друг друга является движущей силой разви­тия вещей и явлений.

Как противоположности, инъ и ян зависят друг от друга и не мыслятся один без другого. Ян является верхом, а инъ — низом (без верха не может быть низа, и наоборот); левая сторона тела — это ян, правая — инъ (без правой стороны нет левой, и наоборот); жара соответствует ян, а холод инь (без жары не может быть холода, и наоборот); переполнение (избы­ток) соответствует ян, опорожнение (недостаток) — инъ (без переполне­ния нет опорожнения, и наоборот). Оба служат друг для друга производ-

ным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: инь не может произ­вести себя без ян, и наоборот.

При этом каждое начало содержит в себе обе противоположности—до­полнения, то есть каждое ян может быть разложено на ян ян и инь ян, а каждое инь — на инь инь и ян инъ. Все субстанции и проявления нашего мира могут быть отнесены к тому или другому началу, которое, в свою очередь, несет в себе и ян, и инь, и каждый из них составлен из инъ и ян; дробление этих распределений можно производить бесконечно. Например, вся верхняя часть тела относится к ян, при этом спина соответствует ян, а живот и передняя часть грудной клетки — инь; все внутренние части тела относятся к инь, но желудок, например, — к ян, а печень — к инь. В каж­дом из этих начал, в свою очередь, можно выявить и инь, тлянта так далее.

В отношении структур и функций организма человека инь характери­зует материальные составляющие тела, а ян — его функции. Таким об­разом, инь охраняет ян. Если что-либо имеет свойства функции, «энер­гии», то оно относится к ян, если это имеет структуру и форму, то оно относится к инь. Ци имеет характер ян, кровь — характер инь. Часть внут­ренних органов (см. ниже раздел «Учение о внутренних органах — чжанфу») относится к инь, другая часть — к ян. Всю сложную струк­туру человеческого организма и его функции китайская медицина клас­сифицирует и объясняет на основе принципа иньян. Физиологические процессы, постоянно протекающие в организме на клеточном, тканевом и органном уровне, взаимодействие его разных частей, вся жизненная активность является результатом борющихся в неразрывном взаимодей­ствии сил инъян. Разъединение этих сил ведет к прекращению актив­ности организма и жизни.

Оба начала никогда не находятся в состоянии покоя, они дополняют и изменяют друг друга. Когда ян отступает, то увеличивается инь; если же отступает инь, то увеличивается ян. Например, зима является верши­ной холода (инъ), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавлива­ется тепло и приходит лето — ян; весна, лето — это ян, зима, осень —- инь. Состояние повышенной активности следует регулировать покоем. В этом выражается взаимный контроль покоя и движения, то есть инъ и ян.

Функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов пи­тания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инъ. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), тре­бует расхода определенного количества энергии (як); тогда происходит усиление инь и ослабление ян. При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению па­тологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба начала могут быть как причиной, так и следствием.

Модель инъян служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основопола­гающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравнове­шенное состояние инъ и ян, полная их гармония. Нарушение этого рав­новесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инъ или ян.

В трактате «Чжуан-цзы цзи-цзе» («Книга Чжуан-цзы со сводными толкованиями», II в. до Р.Х., цит. по кн.: Древнекитайская философия: Собр. текстов. — М., 1972. — Т. 1) в гл. 6 «Великий учитель» так описы­вается болезнь философа Цзы-юй: «Кривым горбом изогнулась его спи­на, внутренности поднялись кверху, подбородок спрятался в пупе, плечи поднимались выше макушки, изогнутые позвонки шеи шишками торча­ли в небо — жизненные силы начал инь и ян в беспорядке...»

Согласно учению иньян можно сформулировать следующие условия, при которых возникают болезни:

— нарушение равновесия и гармонии взаимодействия иньян;

— преобладание инь, которое приводит к появлению синдрома холода (см. ниже раздел «Классификация синдромов заболеваний»);

— преобладание ян, которое приводит к появлению синдрома жара;

— упадок (пустота) инь, который приводит к появлению синдрома жара;

— упадок (пустота) ян, который приводит к появлению синдрома хо­лода;

— сильный упадок инь или ян, при котором говорят, что ян (инь) при­чиняет ущерб инь (ян) и оба начала находятся в состоянии пустоты, есть недостаток энергии ци (обычно наблюдается в результате длительного или хронического заболевания).

Любое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравне­нию с нормой, относят к ян-состояниям, а недостаточность — к инъ--со стояниям. Жар — это ян-состояние, озноб — инь-состояние; полнота — ян-состояние, пустота — инь-состояние. Таким образом, все симптомы различных заболеваний можно разделить на две группы — як-синдромы и инь-синдромы. Розовая и чистая кожа, блестящие глаза, звучный го­лос, наполненный, сильный, ускоренный, поверхностный, скользящий пульс — это як-состояние; темная и вялая кожа, тусклые глаза, тихий и прерывающийся голос, слабый, медленный, неровный, слабо наполнен­ный пульс — это цкь-синдромы. Для постановки диагноза в китайской медицине необходимо, прежде всего, правильно оценить состояние инь и ян, лишь после этого можно определить причину болезни.

Исходя из принципа равновесия инь и ян, главным в лечении являет­ся восстановление нарушенного баланса иньян, то есть гармонии. В европейских понятиях это можно выразить как задачу по восстановле­нию гомеостаза организма, стимуляцию его защитных сил и реактивной способности. В книге «Хуан-ди нэй цзин» сказано: «Соответствие прин­ципу иньян есть жизнь, противоречие есть смерть. Следовать ему — значит обеспечивать покой, противоречить — значит возбуждать нару­шения. Поэтому лечение нужно проводить раньше, чем проявилось забо­левание, и обеспечивать покой раньше, чем нарушения обнаружили себя».

В терапии китайская медицина руководствуется принципом взаимо­дополнения: к инь надо добавлять ян, к ян надо добавлять инь, значит при ян-болезни следует использовать инь, и наоборот. Всякое терапевти­ческое действие должно быть направлено на регуляцию соотношений инь и ян как в функциях отдельных систем, так и всего организма, на восста-

новление равновесия между ними. Цельность характера китайской ме­дицины отражается и в том, что учение об инь и ян распространяется и на совокупность всех терапевтических средств, на свойства и действие рас­тительных препаратов и других медикаментозных средств, на пищу (ле­чебным свойствам которой придается определяющее значение), на аку­пунктуру, массаж, дыхательную и лечебную гимнастику и так далее. После диагностики и классификации характера патологии выбирается соответствующее средство воздействия, которое должно восстановить гармонию инь и ян и излечить больного.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.