Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профориентация и адаптация принятых работников






Адаптация – это процесс приспособления к условиям внутренней и внешней среды. В течение жизни человеку часто приходится адаптироваться в связи со сменой места учебы, работы, состава коллектива, изменения состояния здоровья, семейного положения и т.д. От успеха адаптации зависит последующая отдача и стабильность работника в организации, его отношение к труду. Сущность адаптации состоит в том, что это процесс двусторонний, т.е. как новичок приспосабливается к новым трудовым условиям, так и трудовой коллектив приспосабливается к новичку. Аспекты адаптации:

1) профессиональный (он заключается в овладении профессией);

2) психофизиологический (связан с освоением психофизиологических и санитарно-гигиенических условий труда);

3) социально-психологический (связан с включением работника в систему взаимоотношений коллектива, с освоением его традиций, норм, правил).

Процесс адаптации работника проходит в несколько этапов:

- общее ознакомление с ситуацией;

- привыкание;

- ассимиляция – полное приспособление;

- идентификация – отождествление себя с коллективом.

Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:

1. ознакомление с предприятием, его особенностями и внутренним трудовым распорядком;

2. церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом;

3.. беседа с руководителем;

4. инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности;

5. ознакомление с социальными льготами;

6.обучение по специальной программе.

В процессе адаптации должны быть достигнуты:

- чувство причастности к делам предприятия;

- правильное понимание своих должностных обязанностей;

- высокий уровень мотивации к труду;

- заинтересованность в улучшении дел на предприятии;

Успешность адаптации зависит от характеристики производственной среды и самого работника. Адаптация как процесс имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов нет, то определить ее окончание весьма сложно. Адаптация – процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды и самого человека.

При определении сроков адаптации в качестве ее предела могут использоваться следующие показатели:

- объективные: уровень и стабильность количественных показателей труда,

отсутствие опозданий и т.д.

- субъективные: уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда и коллективом.

Управление процессом адаптации – это активное воздействие на факторы, определяющие ее ход, сроки, и снижение неблагоприятных последствий. В процессе адаптации следует плавно вводить новичка в деятельность и исключать факторы, которые могли бы отрицательно повлиять на трудовой ритм коллектива, создать непредвиденные трудности. Молодой рабочий, принятый на предприятие, сталкивается, как правило, со всеми сторонами производственной адаптации. Работник, перешедший в другой цех, будет адаптироваться заметно меньше в плане социально-психологических аспектов. Особое внимание к молодым рабочим необходимо проявлять в первые три месяца их работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения профессии, весьма напряженными представляются нормы. Среди мер, способствующих сокращению периода адаптации, можно выделить хорошо поставленную профессиональную ориентацию. Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку, т.е. учет эргономических требований при организации рабочего места. Особую проблему представляет адаптация к труду в новых условиях хозяйствования, т.е. человек, оставаясь на своем рабочем месте, должен приспособиться к новой экономической, социальной и психологической ситуации. Адаптация работника требует большой организационной работы, поэтому в адаптационный период следует принять меры по недопущению моментов, приводящих к психологическому дискомфорту:

- недоумение, т.е. все позитивные представления рушатся;

- испуг, т.е. неизвестно, как себя вести и что делать;

- уныние, т.е. ощущение, что нет необходимости себя проявить;

- возмущение, т.е. проявляется склонность негодовать по пустякам;

- нарушение режима работы;

- пассивное принятие, т.е. безмолвное подчинение любому распоряжению;

- отсутствие участия, т.е. работник все меньше отождествляет себя с коллективом;

- отсутствие диалога с начальством;

- притязание, т.е. склонность присоединяться к коллективным протестам.

Важная задача службы адаптации состоит также в координации деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к адаптации, к совершенствованию конкретных мероприятий по изменению параметров внешней среды.

Эффектом от сокращения сроков адаптации будет снижение уровня текучести, уровня брака, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, достижение среднего уровня выполнения норм и сокращение нарушения трудовой дисциплины.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.