Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования организационных проблем управления






Состав методов ИСУ понимается двояко:

1. Это множество названных методов с учетом их классификации (например, эксперимент, испытание, экспертные оценки).

2. Множество приемов и процедур исследования объединенных структурно и функционально в конкретном методе, или их совокупном множестве.

Любое ИСУ должно проводиться в системном единстве с исследованием объекта управления и среды окружающей. Поэтому в процессе анализа состава метода исследования надо рассмотреть алгоритм выполнения процедур исследования. Т. е. чередование процедур, анализа и синтеза. Основой анализа может быть абстракция, а конкретного знания - системное объединение частей в целое в процессе синтеза. Если формальные методы синтеза отсутствуют, то это уже творческая деятельность.

В процессе ИСУ синтез и анализ чередуются и в результате ряда приближений (итераций) позволяют достичь целей ИСУ или установить факт невозможности их достижения.

Поэлементный состав методов ИСУ зависит от того, каков этот метод.

При исследовании механизма явления ставится задача: установить основные взаимосвязи факторов СУ, разрабатывают модели явлений СУ. Следовательно последовательность этапов может быть следующей:

1. Определяют множество существенных факторов внешней среды.

2. Выделяют множество независимых факторов внешней среды.

3. Выделяют факторы с точки зрения решаемой задачи.

4. Устанавливают ограничения на области изменения факторов внешней среды.

5. Выделяют параметры объекта исследования.

6. Устанавливают диапазоны изменения параметров СУ и объекта управления.

7. Выделяют множество независимых параметров. И др..

Метод экстремальных исследований может включать:

1. Определение факторов внешней среды, влияющих на эффективность, расход ресурсов, безопасность СУ и пр..

2. Выделяют независимые факторы внешней среды.

3. Выделяют факторы, влияющие на изучаемый параметр СУ.

4. Выделение значения факторов, в которых надо провести исследование параметров СУ на экстремальные (макс и мин) значения.

5. Выделение параметров СУ, влияющих на эффективность, расход ресурсов, безопасность СУ и пр..

6. Проведение экспериментов над изменениями эффективности, затрат ресурсов и пр..

7. Использование полученных результатов для работы СУ.

В состав метода, предшествующего прогнозного или планового ИСУ входят:

1. Анализ проблемы, ее формулировка.

2. Формирование общей цели и критериев оценки эффективности системы.

3. Формулировка гипотез исследования.

4. Формирование альтернативных решений.

5. Расчленение ИСУ.

6. Прогноз и анализ будущих условий.

7. Определение и конструирование системы для решения этой проблемы.

8. Выявление потребностей в ресурсах.

9. Оценка ресурсов, технологий, мощностей.

10. Отбор предпочтительных вариантов.

11. Разработка рекомендаций.

Выполнение этого перечня работ позволяет получить в результате ИСУ системное решение проблемы любой природы. При этом общая логическая последовательность операций предшествующего исследования следующая:

1. Разработка гипотезы и программа ИСУ.

2. Анализ объекта прогнозирования и среды.

3. Разработка типового представления объекта прогнозирования.

4. Построение предварительных моделей объекта.

5. Разработка сценария развития среды.

6. Проведение прогнозного моделирования и/или экспертных оценок.

7. Оценка достоверности моделей методом опроса экспертов.

8. Анализ результатов предшествующего исследования.

9. Выработка рекомендаций.

10. Экспертиза результатов исследования.

11. Сдача результатов заказчику.

Выбор методов ИСУ проводится на основе их предварительной классификации. Такой выбор может производиться интуитивно (экспертно) с использованием логики, с применением формальных приемов и критериев. Например, в качестве критерия выбора метода ИСУ может быть использована точность оценок или др. важный параметр при фиксированных ограничениях на финансовые или временные затраты.

Метод мозгового штурма

Мозговой штурм (мозговая атака) - оперативный метод решения проблем, основанный на стимулировании творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Люди, обсуждающие проблему, высказывают самые разные идеи, даже невероятные.

1 этап – генерация идей. Желательно, чтобы на каждом этапе участвовали одни и те же люди. Требования:

1. На первом этапе должны участвовать люди с воображением, обладающие различными знаниями и различными сферами научных интересов. Должны присутствовать и скептики и оптимисты.

2. Важно учитывать также социально-психологические характеристики человека, как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

3. В группе не должно быть авторитетов, там царит дух творчества и люди должны быть внимательны к мнению других.

4. Принцип строгого запрещения любой критики и принятия абсолютно всех идей.

5. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей.

6. Принцип регламента времени на выдвижение идей.

2й – практических анализ выдвинутых идей.

1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения.

2. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферы исследования.

3. Принцип критерия четкости в оценке анализа идей.

4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации.

5. Принцип отбора положительного при анализе идей.

6. Принцип конструктивизма (они должны быть такими, чтобы их можно было трансформировать в концепции или программы действий).

Метод синектики (синектика – гр. Соединение различных, порой несовместимых элементов). Этапы:

1. Превращение неизвестного в якобы известное.

2. Превращение известного в якобы неизвестное.

3. Превращение неизвестного в известное в результате объединения первых 2х этапов

Последнее предполагает различных аналогий. Существует 5 операторов превращения известного в неизвестное:

1. Субъективная аналогия заключается в своеобразном перевоплощении исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации; в противоположные силы, которые сдерживают данный процесс.

2. Прямая аналогия заключается в сравнении фактов из 2х паралельно существующий областей знаний или процессов.

3. Символическая аналогия, ее механизм заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие.

4. Фантастическая аналогия отличается предельной свободой оперирования символами и образами.

5. Образная аналогия.

Требования. Способность к образному восприятию и метафорическому мышлению, эмоциональная зрелость, способность к риску, способность постоянно видеть целое.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.