Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аутогенная тренировка




Аутогенная тренировка (AT) — один из методов медицинской реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку в условиях мышечной релаксации, ведущий к самовоспитанию и психической саморегуляции организма.

Основные цели метода AT— овладение навыками самоуправления внутренними механизмами жизнедеятельности человека, тренировка этих механизмов и повышение возможности их коррекции.

Аутогенная тренировка широко применяется в клинике при соматических заболеваниях, органической патологии нервной системы, в хирургии, психиатрии, а также у здоровых людей как мощное средство психогигиены в спортивной практике, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, гипокинезии, сенсорной депривации, десинхронозе человека, как метод стимуляции способностей и творчества в быту и на производстве. Кроме того, AT рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующей общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса. Как отраженное рефлекторное проявление высшей нервной деятельности тонус активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения ЦНС, а следовательно, на деятельность всех органов и систем организма человека.

Физические аспекты AT:

· выработка умения регулировать тонус поперечнополосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечностей, органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц;

· приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха;

· овладение навыком ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха;

· овладение навыками редуцированного, медленного, поверхностного дыхания, а также физического дифференцированного ощущения частей и органов своего тела.

Психологические аспекты AT:

· воспитание навыков образных представлений;

· аутогенная медитация, аутогенное погружение;

· выработка навыков мобилизации психофизиологического состояния и т.п.

Метод AT основывается на стимулировании внутренних механизмов психической и вегетативной сферы человека. Центральное место в раскрытии этих механизмов занимает саморегуляция исходно непроизвольных функций за счет создания в коре головного мозга при помощи «слова», «образа», «представления» мощного главенствующего очага возбуждения, так называемой доминанты, которая способна затормозить другие текущие процессы (ответные реакции на внешние и внутренние раздражители) и тем самым создать оптимальные условия для самовнушения, гипноза, аутогенного погружения и медитации. Задача AT — не только научить больного создавать доминанту, но, главное, подчинить ее своей воле, управлять доминантой в целях подавления патологической импульсации из больного органа или очага. Уровень возбуждения нервной системы значительно влияет на выраженность доминанты и в свою очередь зависит от тонуса соответствующих групп мышц. Поэтому определяющий, базисный элементом AT - тренированная мышечная релаксация, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия.



Современный метод AT сформирован на базе использования следующих элементов:

· приемы самовнушения древней нанайской школы;

· эмпирический опыта древнеиндийской медицины;

· гипнотерапия;

· активная регуляция мышечного тонуса;

· рациональная психотерапии.

Сеанс психологической разгрузки, большую часть которого составляет аутотренинг, продолжается, как правило, 10—15 мин и проводится в определенной последовательности. Условно можно выделить подготовительный и три основных периода.

• Подготовительный период — подготовка к сеансу: пациент принимает расслабляющую позу, регулирует ритм и глубину дыхания (вдох в 1,5-2 раза короче выдоха), на его лице маска покоя и удовольствия.

· 1-й период - «отвлекающий» (1,5—2 мин). Настроиться на занятие, успокоиться, отвлечься помогают музыка, картины приро­ды, слайды, световая игра.

· 2-й период - «успокаивающий» (7-10 мин). Цель - максимальный уровень релаксации мышечной системы и эмоциональной уравновешенности. На фоне тихой, мелодичной музыки проводится сеанс AT, завершающийся аутогенным погружением или медитацией.

· 3-й период - «тонизирующий» (2-3 мин). Задачи: вывод пациента из состояния аутогенного погружения, мобилизация психоэмоциональных и психосоматических функций организма. Музыка звучит громче, изменяется ее характер (бодрые песни, марши и т.п.).

Сеансы психологической разгрузки проводятся под контролем врача-реабилитолога 3-4 раза в неделю (курс - не менее 12 занятий).


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал