Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы усиления деконцентрации внимания






Отработка техники дКВ требует длительных усилий. Однако не следует представлять, что развитие навыков дКВ происходит подоб­но увеличению мышечной массы при наращивании физической на­грузки. Здесь речь идет скорее об уточнении нюансов состояний, усиливающих действие отдельных дКВ-приемов. Так, не менее су­щественным, чем увеличение сложности подлежащих разрушению фигур-гештальтов, является преодоление различных помех, которое нужно не столько тренировать, сколько подобрать особую внутрен­нюю позицию, позволяющую, включить помеху в состав стимулов, на которые распространяется дКВ.

На начальных этапах подготовки визуальная дКВ легко разру­шается появлением в поле зрения движущихся предметов. Опыт разрушения дКВ в этом случае обладает двоякой ценностью - с од­ной стороны, он позволяет наблюдать динамику внимания (а сле­довательно, активизирует механизмы наблюдения, не сводимые ко вниманию), а с другой - уточнить нюансы дКВ-состояния, позво­ляющие включить в процедуру дКВ и динамические картины. Одним из сильнейших приемов, разрушающих дКВ, является прямой взгляд инструктора в глаза оператора. Когда в центральном поле зрения оператора оказываются зрачки инструктора, дКВ, как правило, полностью разрушается, и только абстрагирование от лич­ностного восприятия других людей помогает найти правильную дКВ-позицию.

Среди приемов, помогающих усилить KB и д К В, большую роль играют различные телесные жесты - позы, движения глаз и т.д. Ка­ждый жест тела обладает определенным глубинным значением, по­зволяющим использовать его в качестве усилителя или нейтрализа­ции того или иного состояния. Среди этих жестов наиболее сильны­ми являются движения глаз, которые, как показано классическими работами по нейролингвистическому программированию (НЛП), в огромной степени обладают глубинным семантическим потенциа­лом. Особенно сильны в плане навязывания определенной глубин­ной семантической установки произвольные движения глазных яб­лок, не связанные с их обычным функционированием. Произволь­ное сведение (конвергенция) и разведение (дивергенция) глазных яблок вызывает легко различимый (и потому используемый в раз­личных психотехниках) сдвиг общего психического состояния. Так, в йоге мудры, связанные с конвергенцией глазных яблок (шамбхави мудра, аго-чари мудра и др.), являются мощными модификаторами психического состояния (при условии правильной предварительной подготовки).

С помощью конвергенции концентрация внимания может быть усилена простым приемом. Пусть оператор производит KB на одно­родно окрашенном круге. Если рядом с этим кругом по горизон­тальной линии поместить идентичную фигуру и скосить глаза, обес­печивая конвергенцию глазных яблок, то их изображения раздвоят­ся и крайние изображения сольются в одну фигуру. Эта фигура бу­дет приковывать к себе внимание в большей степени, нежели фигу­ры, наблюдаемые при обычном, соответствующем нормальным ви­зуальным условиям, положении глаз. Это во многом связано с субъ­ективным восприятием такой совмещенной фигуры как более при­ближенной к наблюдателю, чем та же фигура при обычном воспри­ятии. Кроме того, другие фигуры в поле зрения теряют свой статус безоговорочной перцептивной реальности, поскольку их изображе­ния, в отличие от совмещенной фигуры, проецируются на сетчатку только одного глаза. Другие фигуры кажутся менее реальными, и по контрасту совмещенная фигура представляется более реальной, единственной в этом смысле, в поле зрения.

Противоположное явление мы наблюдаем, когда происходит совмещение идентичных изображений при дивергенции глазных яблок. В этом случае совмещенная фигура субъективно находится дальше фона и тем самым сама приобретает характеристики фона, что легко заметить тогда, когда фигура обладает достаточно слож­ным строением. Распределить внимание по такой совмещенной фи­гуре проще, чем по исходным, жест дивергенции усиливает дКВ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.