Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1






Деконцентрация как психотехнический прием

1.1. Предварительные замечания

Когда мы говорим о деконцентрации, мы имеем в виду либо психотехнический прием, либо спонтанный процесс равномерного распределения внимания, либо состояние деконцентрации как ре­зультат этого процесса, или успешного использования приема. В этой главе мы будем рассматривать деконцентрацию как прием. Введем некоторые определения, которые понадобятся впоследст­вии.

Следует различать:

■ психотехнический прием - однократное действие, совершаемое оператором для изменения актуального состояния в рам­ках той или иной психотехники;

■ психотехнику - последовательность психотехнических приемов, ведущую к формированию устойчивого заданного психиче­ского состояния;

■ психотехнологию - организованную совокупность психотехник, направленную на решение определенной конструктивно сформулированной задачи.

Как правило, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология - из одной психотехники.

Среди участников психотехнической процедуры будем выде­лять следующие роли:

оператор - человек, который непосредственно осуществляет

психотехнические приемы, формируя у себя заданные состоя­ния или решая поставленные перед ним задачи;

методист, планирующий психотехнику или психотехнологию;

инструктор, объясняющий оператору, что он должен делать для достижения результата;

организатор процедуры - непосредственно управляющий ходом

психотехнической процедуры и оценивающий ее результатив­ность.

Психотехнические процедуры осуществляются либо в рафини­рованной лабораторной среде, либо в реальных условиях деятель­ности. Навык, сформированный в лабораторной среде, может не сработать в реальных условиях. Поэтому необходима специальная процедура переноса навыка, что зачастую является отнюдь не три­виальной проблемой, поскольку состояния, при которых происхо­дит формирование навыка, и состояния, в которых этот навык дол­жен быть реализован, как правило, не совпадают.

Термин «состояние» достаточно многозначен, и конкретное его значение определяется контекстом и теми понятиями, которые ему противополагаются.

Мы будем использовать его как интегральную унитарную ха­рактеристику объекта (среды, организма или психики) в данный момент времени, субъективным коррелятом которой служит пере­живание фона, которое будет разобрано ниже. Мы вернемся к рассмотрению категории состояния в разд. 3.3 и 3.4.

В психотехнической процедуре выделяются:

исходные факты - психические процессы и структуры, которые мы обнаруживаем в психической системе до начала психотех­нической работы, служащие исходным материалом для форми­рования схемы процедуры;

■ базовый процесс - выбранный разработчиком из исходных фактов психический процесс, являющийся основой для даль­нейшей работы (ощущение тяжести, соответствующее мышеч­ной релаксации в AT, интенсивное дыхание в голотропных тех­никах и т.д.);

приемы управления базовым процессом - конкретные приемы, позволяющие запустить базовый процесс в заданном направ­лении.

Существует множество различных классификаций психотехник. Выбор классификационной схемы определяется задачей, стоящей перед методистом, и спецификой выбранного им базового процесса. Как это делается в отношении деконцентрации, мы рассмотрим в разделе 2.1.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.