Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индустриальное общество






Индустриальное (промышленное) общество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса.Возникло в к. 18 в. под влиянием индустриализации в Англии. Самые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Кореи), мн. др. странах (Индии, Мексике, Бразилии, некот. странах Африки). Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологий и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ.
Символами общества становятся фабричная труба и паровая машина. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.


 

 

28. Постиндустриальное общество

Постиндустриа́ льноео́ бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг. И с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.

Основой постиндустриального общества является информация. Часто называемая информационной революцией, она базируется на технологиях обработки информации. В частности, компьютерный чип — это изобретение, которое трансформирует общество, а вместе с ним и наши социальные отношения. Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания общества современного типа, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуальная реальность обладает определенными свойствами, среди которых:

  • порожденность — виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней;
  • актуальность — виртуальная реальность существует только «здесь» и «сейчас»;
  • интерактивность — виртуальная реальность может активно взаимодействовать с другими реальностями и оказывать на них влияние.

Человек в постиндустриальном обществе утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический», поскольку он ориентирован на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, и в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах. На основе этого формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Иногда постиндустриальное общество называют «постклассовое». В таком обществе теряют свою устойчивость социальные структуры и идентичности, устойчивые по своему характеру в индустриальном обществе.


 

 

29. Культура как система ценностей и норм

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Существуют различные подходы к пониманию взаимосвязи культуры и цивилиза-ции.
1. Понятие «культура» – синоним понятия «цивилизация» (англо-французская традиция).
2. Культура – вместилище всего лучшего в человеке, средоточие художественных достижений и область ин-дивидуального совершенствования, а цивилизация – результат однобокого материального развития в ущерб развитию духовному.

В социологии до сих пор существуют теоретические разногласия по вопросу о том, свойственна ли современным обществам некая господствующая культура (господствующая идеология), нивелирующая региональные, этнические, классовые, религиозные и иные различия в обществе. Тем не менее, первостепенное значение культуры в про-цессе передачи представлений о мире и способов поведения от поколения к поколению является общепризнанным.

Функции культуры:

1. Познавательная – наделение граждан знаниями, необходимыми для выработки у них определенных взглядов, убеждений, а также достижения ими определенного уровня компетентности в вопросах общественной жизни.
2. Интегративная – достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей политической системы.
3. Коммуникативная – позволяет наладить общение и тем самым установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали».
4. Нормативно-регулятивная – заключается в формировании и закреплении в общественном сознании политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
5. Воспитательная – обеспечивает формирование личности человека.

Менталитет – это уникальный склад различных человеческих психических свойств и качеств, а также особенностей их проявлений. Менталитет определяет умонастроение и жизненнуюпози-цию человека, группы или общности.
Характер – совокупность стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – окружающая среда.
Национальный
характер – это совокупность относительно устойчивых психических свойств, являющихся общими для большинства представителей данной нации и отличающих ее от других наций.
Национальный характер и менталитет народа складывается на основе традиций, обычаев, разного рода норм, регулирующих отношения в обществе в течение жизни поколений.


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.