Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь предложений в ССЦ






В ССЦ могут быть следующие виды связи между предложениями: цепная, параллельная, присоединительная, кольцевая, лучевая. Наиболее распространены ССЦ со смешанной связью: и цепной, и параллельной, и другими видами. Цепная связь заключается в том, что соединение предложений носит линейно-последовательный характер: первое предложение связано со вторым, второе - с третьим, третье - с четвертым и т.д. Конец предшествующего предложения, повторяясь в последующем, дае начало новому предложению. В результате образуется цепь с тесной последовательной смысловой и синтаксической связью. Если вырвать отдельное предложение из такой цепи, то смысл его либо непонятен вообще, либо недостаточно понятен.

Имена существительные первых предложений последовательно заменяются местоимениями. Это выражение цепной связи местоименной заменой.

Цепная связь может выражаться в синонимической или близкой к этим отношениям связи. Например:

Ночь была душная, темная. Город спал. По тихим улицам расходились в разные стороны участники пленума. Их голоса и шаги постепенно затихали. (Н.Островский)

 

Ряды связанных по смыслу слов:

1 ночь - спал – тихие улицы,

2 участники пленума – они – их,

3 расходились – голоса и шаги затихали.

 

Цепная связь отражает последовательное движение, развитие мысли. Мысль движется от «данного»(темы) к «новому» (реме) согласно законам актуального членения. При этом обычно рема первого становится темой второго (последующего) предложения

Спал - тихие улицы

Расходились участники пленума - их голоса и шаги.

 

Я обратился к Петрову. Он самый аккуратный. (Дополнение - подлежащее.)

Синтаксический характер цепной связи выражается в структурной соотнесенности двух рядом стоящих предложений. А именно дополнение первого может стать подлежащим второго или подлежащее - дополнением.



 

На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным в уксусе, и села с шитьем у его кровати. (А.Пушкин)

 

Цепная связь: Гусару - его - ему - его.

Дополнение - определение - дополнение - определение.

 

Цепная связь может выражаться также с помощью лексической анафо­ры /повтора/. Вспомним ССЦ о Кутузове.

" Заслуга Кутузова состояла не в каком-нибудь гениальном, как это называют, стратегическом маневре, а в том, что он один понимал значение совершившегося события. Он один понимал уже тогда значение бездействия французской армии, он один продолжал утверждать, что Боро­динское срвжение была победа, он один - тот, который, казалось бы, по своему положению главнокомандующего должен.был быть расположен к нас­туплению, - он один все силы свои употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезного сражения" /Л.Толстой/.

Повтор: он один + глагол.

Таким образом, цепкая связь имеет три вида выражения:

местоименная замена;

синонимическая связь или замена;

лексический повтор.

Общая схема цепной связи: 1 ------ 2 ------- 3 -------- 4

Параллельная связь заключается в структурной соотнесенности свя­занных пс смыслу предложений. Она выражается в одинаковом или сходном синтакгическом строении предложений.

Например: Дом был стар. Двери и окна висели. Половицы скрипели. Крыша протекала.

Структура предложений одинакова: подлежащее - сказуемое. Синтак­сическая сущность параллельной связи в том, что последующее предложе­ние уподобляется предыдущему по синтаксическому строению /полно или частично/. Каждое предложение понятно, самодостаточно /если в нем нет еще цепной - зависимости/ и относится к первому как и другие - отдельно.

" Толстый только что пообедал на вокзале, губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемо­данами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гу­щей " /А. Чехов/.

Параллельная связь обычно оформляет отношения сопоставления /толстый, и тонкий/, противопоставления и перечисления. Ес­ли параллельная связь подчеркивается лексически, она называется парал­лельной анафорической. Такая параллельная анафорическая связь и в ра­нее приводившемся примере с Кутузовым:

Он один понимал + № 4 / № 4 - дополнение В вин. п. /

Он один понимал, что № 4

Он один продолжал утверждать, что № 4.

Синтаксическая сущность параллельной связи заключается в синтак­сическом уподоблении /полном или частичном/ последующего предложения предыдущему. При этом связь между предложениями не последовательная, а как бы централизованная: предложения синтаксически параллельны и одинаково относятся друг к другу и к первому.

Если при цепной связи соединенные предложения менее самостояте­льны в смысловом и грамматическом отношении, то при параллельной свя­зи предложения самостоятельны, их смысл понятен и без контекстного ок­ружения.

Основные признаки параллельной связи такие:

1/ параллелизм структуры /однотипность или частичное синтаксическое сходство соединя­емых предложений/;

2/ параллельный /сходный/ порядок слов;

3/ одинако­вое грамматическое выражение всех или некоторых членов предложения или их начальных частей.

Ср. Толстый пообедал на вокзале... " 1 подлежащее + сказуемое + обстоятельство
Тонкий вышел из вагона... „/

Пахло от него + творительный падеж - безличный глагол +дополнение + дополнение
Схема: — 1

— 2

— 3

— 4

Присоединительная связь - это особый способ соединения предложе­ний, который возник в разговорной речи и оттуда проник в художественную литературу. Структурной или другой соотнесенности здесь нет. Второе предложение просто присоединяется к первому как его продолжение.

" Ты думаешь, жизнь весела? Где уж там! Особенно около нас /И.Горький/.

" Давайте не будем уродовать наш великий и могучий русский язык. Ни устно, ни письменно ".

" И вдруг ей захотелось поговорить. Про свою жизнь. Про тайные желания ".

" Из камышей выплыла утка. Большая, нарядная ".

Присоединительная связь может быть союзной и бессоюзной.

" Высунул я голову и вижу, что подымаются ко мне наверх трое бе­лых. А помирать страсть как было неохота " /А.Гайдар/.

" Услышав это, я так и ахнул. Про себя, конечно. У нее беда стряс­лась. Большая ".

Такая связь нам уже встречалась, например, в ССЦ " Кити и Ле­вин": "... что сию минуту она должна оскорбить человека, которого она любит. И оскорбить жестоко " /Л.Толстой/.

Полностью на присоединительных связях ССЦ не может быть построено. Эта связь в ССЦ существует как один из видов соединения предложений.

Кольцевая связь заключается в том, что ССЦ как бы обрамлено конструкциями /в начале и в конце/ одинакового или сходного строения. В начале ССЦ и в его конце в предложениях одинаковые слова и структуры, т.е. рамка построена из одинакового лексического и структурного материала. Это анафоричность дистантная, кольцевая.

Например:

"...Ребенок мыслит образами. Это значит, что, слушая, например, рассказ учителя о путешествии капли воды, он рисует в своем представ­лении и серебристые волны утреннего тумана, и темную тучу, и раскаты грома, и весенний дождь. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже осмысливает он закономерности природы. Нежные, чуткие нейроны его мозга еще не окрепли, их надо развивать, укреплять. Ребенок мыс­лит... " /В.Сухомлинский/.

Зачин и концовка обрамляют ССЦ. Внутри ССЦ - в развертке - цеп­ная связь /это; он /ребенок/ - его; эти картины; нейроны мозга - их надо развивать/ и параллельная /серебристые волны, темную тучу, рас­каты грома, весенний дождь - однородность/.

Лучевая связь может быть проиллюстрирована ССЦ из романа " Анна Каренина" - " Все смешалось в доме Облонских". Она проявляется в том, что указанное в зачине явление получает раскрытие через систему пред­метов. От этого общего явления к данным словам /наименованиям предме­тов/ идут как бы нити связи, как лучи из одного источника.

" Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

I 2

Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в свя­зи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что Не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже тре­тий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми члена

3

ми семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, чуо нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой,

1 2

чем они, члены семьи и до­мочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день

4 5

не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и

написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место: повар ушел вчера со двора, во время

7 8

самого обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.

 

Все

 

1 2 3 4 5 6 7 8

Лучевая связь совмещается с цепной и параллельно

Цепная: в доме - в их доме - в одном доме; жена, муж - супруги; объя­вила, что не может жить - положение это... - нет смысла в сожительстве.

Параллельная - в синтаксическом единообразии предложений: жена не выходила... дети бегали... англичанка поссорилась... повар ушел...кухарка и кучер просили...

Эти предложения единообразны и по структуре /подлежащее - сказуемое/, и по семантике /лицо - действие/.

 

Итак, в ССЦ наблюдаются разнообразные, но определенные виды свя­зи предложений. Обычно ССЦ совмещает несколько видов связи, чаще всего цепную и параллельную, нередко и присоединительную. Лучевая и кольце­вая связи выделяются нами по способам реализации собственно цепной свя­зи. Преобладают тексты с различными видами связи. Возьмем для примера текст для младших школьников и рассмотрим его организацию. Текст не­большой, он представляет собою одно ССЦ.

Веснушки

1. У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки.

2. Это кладовые.

3. В них дерево хранит свои семена.

4. Ольха до поры до времени не раскрывает кладовых: ветер бьет шишечки, выдувает семена и ничего не добьется.

5. Мороз стучит не достучится.

6. Поворотит солнце с зимы на весну, начнет пригревать - теплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.

7. Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснуш­ках /И.Полуянов/.

Цепная связь предложений выражается в нескольких линиях:

I/ у ольхи /I/ - дерево /3/ - ольха /4/ - под ольхой /7/; 2/ шишечки /I/ - кладовые /2/ - в них /3/ - кладовых /4/ - ши­шечки /4/ - кладовые /6/ /замены и повторы/;

3/ семена /3/ - семена /4/ - семена /7/ /повтор/; 4/ хранит /3/ - не раскрывает /4/ - отомкнут /6/ /синонимия и одно семантическое поле/;

5/ ветер /4/ - мороз /5/ - солнце /6/ - теплые лучи /б/ /адно семантическое поле/.

Параллельная связь проявляется в следующем: ветер бьет, не до­бьется, мороз стучит... не достучится.

Кольцевая связь обнаруживается в соотношении начала текста и конца:

заглавие " Веснушки" в конце -... в веснушках.

 

ССЦ, могут быть описательными, повествователь­ными и содержащими размышления, т.е. они бывают трех содержательных ти­пов

Примеры описательных ССЦ - " ".

Повествовательные ССЦ - "

ССЦ-размышление - "

Эти же типы ССЦ названы статическими и динамическими. Выделяются и смешанные - с раз­ными видами связи. Некоторые исследователи выделяют информационные, демонстрационные и сентенционные ССЦ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.