Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строение ССЦ






Тема 10. Основные понятия синтаксиса текста

Понятие текста. Основные признаки текста, членимость, смыс­ловая цельность, связность. Отличие текста от предложения. Понятие сверхфразового единства.(ССЦ). Абзацы как композиционно-смысловая единица текста.

Смысловая цельность текста. Тема - смыслообразующее ядро текста. Структурное оформление целостности текста: заголовок. Связность текста. Основные средства обеспечения связи пред­ложений в тексте.

Строение ССЦ. Виды связи предложений в ССЦ. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.



 

Понятие текста. Содержательная и структурная организация текста. Основные категории (признаки) текста: членимость, смыс­ловая цельность, связность.

Членимость текста. Отличие текста от предложения. Текст как определенным образом организованная совокупность предложе­ний. Понятие сверхфразового единства. Сложное синтаксическое целое как единица текста (как микротекст), виды связи предложений в ССЦ.

Абзацы как композици­онно-стилистическая единица текста. Виды абзацев.

Смысловая цельность текста. Тема - смыслообразующее ядро текста. Связность текста. Основные средства обеспечения связи пред­ложений в тексте. Контактная и дистантная связь.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов пед. ин-т по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» /Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я.Маловицкий, А.К.Федоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- 464 с.- С.

2. Русский язык. Учеб. для студентов пединститутов и спец. №2121. В 2-х ч. Ч.2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Н.В. Костромина, К.А. Николоева, Г.М. Ставская, Е.Н. Ширяев; под ред. Л.Ю. Максимова. - М. Просвещение, 1989. -288с.С.

3. Кононенко В.И., Брицин М.А., Ганич Д.И. Русский язык. К.: Вища школа, 1978.-С.

Дополнительная

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. №2101 «Рус. Яз. и лит.».- М.: Просвещение, 1981. – 271 с. – (Соврем. рус. яз. Ч.3). - С.5-15.+

2. Бабайцева В.В.Русский язык: Синтаксис и пунктуация. - М.: Просвещение, 1979. – 269 с. – (Библиотека учителя русского языка). - С. 5-8; 34-35. +

3.Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 110 с. – С.6-11; 12-20.+

4. Преподавание русского языка в высшей школе: Метод. Пособие /Руководитель авторского коллектива О.М.Соколов. – К.; Одесса: Вища шк. Головное изд-во, 1986. – 143 с. – С.55-72.+

5.Современныйрусскийязык: Учебник: Фонетика.Лексикология.Словообразование.Морфология. Синтаксис.- 2-е изд., испр. и доп. / Л.А.Новиков, Л.Г.. Ззубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова.- СПб.: Изд-во „Лань”, 1999. -864 с. С.592-596.+

 

Текст - один из сложнейших объектов лингвистического ис­следования. При определении понятия «текст» следует исходить из при­знаков, присущих всем текстам:

1) текст— это сообщение (то, что сообщается) в устной и пись­менной форме;

2) текст характеризуется содержательной и структурной за­вершенностью;

3) в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка).

Любой правильно организованный текст представляет собой смысловое и структурное единство, части ко­торого тесно взаимосвязаны как семантически, так и синтак­сически.

Межфразовая связь—это связь между предложениями, ССЦ, абзацами, главами и другими частями текста, организу­ющая его смысловое и структурное единство.

Между предложениями текста существуют отношения, определяемые задачами коммуникации, т. е. смысловая связь.

Композиционное оформление текста помогает более опти­мально раскрыть его содержание и смысл (тему), которые, как прави­ло, обозначены в названии (заго­ловке) текста.

В синтаксическом отношении текст представляет собой со­вокупность предложений (реже одно предложение), связанных по смыслу и с помощью лексико-грамматических средств.

В потоке речи. предложения группируются, объединяются тематически, структурно и интонационно и образуют особую синтаксическую единицу - сложное синтаксическое целое (со­кращенно - ССЦ), или сверхфразовое единство. Однако не все предложения текста входят в ССЦ, некоторые из них не являются его компонентами, и их можно назвать «свободными». Они играют особую роль. Например, открывают и заканчивают текст. Открывая текст, свободное предложение может комментироваться нескольки­ми ССЦ, заканчивая текст, оно нередко выступает в качестве заключительной фразы и т. д.

Таким образом, текст состоит из ССЦ и «свободных» предложений, и синтаксический анализ текста включает в себя иссле­дование связей между предложениями, средств выражения этих связей, членение текста на. синтаксические единицы, боль­шие, чем предложение, - ССЦ.

 

СРЕДСТВА МЕЖФРАЗОВОЙ СВЯЗИ

Все средства межфразовой связи можно разделить на две группы; 1) средства связи общие как для соединения частей сложных предложений, так и для соединения самостоятельных предложений и 2) средства связи, используемые только для со­единения самостоятельных предложений и называемые собст­венно межфразовыми средствами связи.

К первой группе относятся: союзы, частицы и вводно-модальные слова; единство видо-временных форм глаголов-ска­зуемых, местоименная и синонимическая замена и др.

К собственно межфразовым средствам связи относятся: сло­ва и словосочетания, не раскрывающие своей семантики в пре­делах предложения; лексический повтор; простые нераспрост­раненные двусоставные и односоставные предложения; отдель­ные вопросительные и восклицательные предложения; имени­тельный представления.

 

Строение ССЦ

Общая организация ССЦ имеет определенное организационное строение, которое в идеальном виде включает три компонента: зачин, развертку (среднюю часть) и концовку. Но это не грамматические части ССЦ, а содержательно-композиционные. Они аналогичны композиционной организации любого целостного текста. В этом наблюдается аналогия построения всего текста и построения его единицы – ССЦ.

Зачин – это своеобразный заголовок микротекста (ССЦ). Роль зачина в том, что он 1/ начинает ССЦ, 2/ выражает развитие новой идеи, нового содержания, 3/ определяет дальнейшее развитие мысли, направляет само изложение.

В зачинах могут проявляться авторские стилевые черты. Зачин имеет смысловую и грамматическую полноту, большую самостоятельность по сравнению с другими предложениями сложного синтаксического целого.

В зачине всегда заложены смысловые компоненты, необходимые для последовательного линейного развертывания смыслового содержания ССЦ. Таким образом, роль зачина - введение, представление новой мысли, новой темы и ориентация читателя на восприятие той информации, которая заложена в ССЦ.

Смысловые компоненты, необходимые для линейного развития повествования, - это субъект, предикат, объект, локальность и темпоральность

Действующее лицо (субъект),

Само действие или признаки (предикат)

Предмет (объект,

Место,

Время (где и когда совершается действие)

Если в зачине имеются все пять компонентов – это полный зачин, если не все – это неполный зачин)

Элементы зачина получают дальнейшее развитие в повествовании: то ли речь пойдет о субъекте, то ли о действии, то ли о месте. Это развитие выражает линии дальнейшего повествования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.