Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактическая система Щетинина М.П.






Эксперимент 1: (1974-1975 гг.)

Место проведения: Белгородский р-н, колхоз им. Фрунзе, с. Бессонов­ка.

Цель: Создание школы искусств, где происходило бы разностороннее развитие будущих музыкантов, путем перестройки структуры учебно-воспи­тательного процесса, а также его содержания, методов, средств и форм организации.

Процесс обучения: Дети учатся параллельно в 2-х школах: образова­тельной и школе искусств.

План работы и расписание занятий утверждается на объединенном совете и ни одна школа из школ без соглашения друг с другом не должна ничего изменить ни в плане, ни в расписании. Повседневной работой школ между педсоветами, руководит административный совет, в который входит директор и завуч обеих школ.

Процесс действия эксперимента. Предполагалось провести эксперимент в 1 - 4 классах. Первый этап - " пробный" решили проводить лишь в 1 кл., а далее расширять до 4 кл.

Эксперимент должен был ответить на ряд вопросов:

1. Испытывает ли общеобразовательная школа необходимость соедине­ния с другими учебно-воспитательными заведениями?

2. Стоит ли создавать комплекс?

3. По каким принципам нужно строить новую школу? Какой она должна быть?

4. И т.д.

Характерные особенности системы:

1. Учебно-воспитательный процесс в школе должен быть построен с учетом, прежде всего возрастных психофизических особенностей детей (развитие чувственных форм восприятия, включая и двигательные).

2. Введение новой структуры дня - " гармоническое развитие предме­тов", т.е. реализ. принцип смены видов деятельности; каждый новый урок является разрядкой, отдыхом от предыдущего и в тоже время стимулом, подзарядкой для последующего.

3. Введение новой структуры урока.

Время продолжительности урока 30-35 мин.

По словам Щетинина М.П.: " Данный урок создает лучшие условия для упражнения корковых клеток, для повышения их способности к усвоению более высокого ритма". Это позволяет использовать учебное время (130-150 мин.) в день заполнить уроками " образного цикла", а если эти уроки расставить между уроками " речевого цикла", то эффект учения повышается".

Выдвигалась гипотеза: Такой режим позволит обеспечить высокую ра­ботоспособность учащихся на протяжении всего рабочего дня (учебного процесса), создаст условия гарантирующие сохранения и даже укрепления здоровья детей.

4. Были введены новые предметы - хореография, что позволило сок­ратить время на " чистую" музыку и физкультуру, ручной труд играл роль синтетически развивающего предмета (зрительное восприятие и методика руководства)

5. Благодаря гигиенически оправданному сокращению времени урока, а также своевременной схеме видов деятельности расписание стало более компактным, сохранив многообразие предметов, развивающих занятий и включенности внимания с первого до последнего урока.

6. Надлежащим образом была спланирована вторая половина дня школьника, которая была спланирована под названием " Свободное время, занятие по интересам".

7. Воспитательный процесс строился на взаимоотношении, в основе которого было уважение, бережного внимания друг к другу; боролись с грубостью, нервозностью.

 

Эксперимент продолжается (1975 г)

Место проведения Яснозорянская школа (Белгородский р-н, поселок Ясные Зори)

Преобразования и дополнения: с 1975 г. первоначальная задумка по созданию комплекса стала реальностью. Комплекс начал работу в таком составе: общеобразовательная, спортивная, хореографическая, музыкаль­ная школы; клубы юных техников и натуралистов.

С мая 1976 года была перестроена структура учебного дня:

1. Вместо 6 уроков по 35 минут было спланировано: 5х30 и 1х356 за счет отказа от одного дополнительного урока по труду и двух по ИЗО - связано с недостатком квалифицированных кадров по данной специальности.

2. Новое внедрение - прогулка.

3. Эксперимент 1 показал, что совершенство учебного процесса лишь по " горизонтали", т.е. заниматься повышением эффективности самого уро­ка, надо совершенствовать учебный процесс и по " вертикали", т.е. ис­кать наивыгоднейшие для познавательной деятельности ребят соседством предметов.

4. Расширение условий для самоутверждения каждого учащегося, реа­лизации его возможностей, т.е. ребенку предоставляется возможность состояться, почувствовать себя сильнее, неущемленным, неприниженным.

5. Поиск путей интенсификации учебного процесса, в частности ко­роткий урок и ежедневный тренаж ведущих органов восприятия в разнооб­разных видах деятельности.

6. Учебная работа была построена так, чтобы в различных видах де­ятельности были задействованы все анализаторы (зрение, слух, мотори­ка); индивидуальные занятия чередовались с групповыми, коллективными, репродуктивные задания с творческими.

7. В процессе обучения были задействованы методики: Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова, И.П.Иванова, П.М.Эрднева и др.

8. Особенностью проведения урока был метод " Погружения".

Метод " Погружения" - это совместная активная работа учителя и учащегося, наполненная конкретным реальным содержанием и смыслом. Пос­ле каждого погружения - совместный анализ.

Как проходили занятия и цикл в целом? Каковы результаты? Как кто работал? В чем и почему были затруднения? Обсуждения внутри групп напоминают собрание производс­твенных бригад: по-деловому обсуждаются планы, курсы, производитель­ность. Затем выступают " бригадиры", обобщая мнение количества, заклю­чительное слово предоставляется педагогу.

" Школьные предметы - звенья цепи, на которой крепиться ведро в колодце. Мы пытаемся искусственно соединить их на финише в стройную, объединенную общей идеей конструкцию - Знания. Самое главное, когда интерес к предмету пройдет (.) пика, важно сформировать у школьника мо­тив учения, установку: " Это для меня необходимо" - данный принцип ле­жал в основе построения уроков погруппно. (Щетинин М.П.)

 

Литература

17. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2004.

18. Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 1999.

19. Дидактический материал и методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Философия и история образования». Ч. 1 / Сост. С. А. Воронина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002.

20. История воспитания и образования в России XVIII века.
Ч. 2: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д. И. Латышина.– М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.

21. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

22. История отечественного образования (IX–XIX вв.). Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д. М. Забродина.– М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2003.

23. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

24. Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2005.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.