Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программирования.






Это отдельный вид задачи ЛП. Экономически эта задача формулируется так: Есть пунктов производства, на которых изготавливается однородный продукт в объеме на каждом. Есть также пунктов потребления, которые потребляют эту продукцию. Обьем потребления в каждом пункте единиц. Известна стоимость перевозки единицы продукции из любого пункта производства в любой пункт потребления - Необходимо определить объемы перевозок так, чтобы минимизировать транспортные расходы.

Обозначим через - объём перевозки из -го пункта производства в -ый пункт потребления. Тогда целевая функция будет иметь вид:

(10)

Система ограничений состоит в том, что вывоз продукции ограничен объемом производства, а доставка объемами потребления. Система ограничений зависит от соотношения суммарного объема производства к суммарному объему потребления. Возможны три случая:

 

 

В первом случае вся продукция из пунктов производства вывозится и доставляется потребителям в необходимом объеме. Ограничения записываются в виде равенств, т.е.

(11)

 

Транспортная задача в постановке 10 – 11 называется сбалансированной задачей, а вид записи – каноническим.

Во втором случае изготавливается продукции больше, чем потребляется. Т.е., часть продукции остается не потребленной. Ограничения задачи записываются так:

(12)

 

ТЗ в постановке 10, 12 называется несбалансированной, случай перепроизводства.

В третьем случае продукции, которая производится недостаточно для удовлетворения спроса. Т.е. не все потребители получат достаточное количество продукции. Ограничения задачи запишутся так:

(13)

ТЗ в постановке 10, 13 называется несбалансированной, случай недопотребления.

Любая несбалансированная задача может быть приведена к сбалансированной. Для случая перепроизводства вводится фиктивный потребитель, который заберет весь остаток не потребленной продукции. А практически это означает, что продукция останется на складах предприятий производителей.

Для случая недопроизводства вводится фиктивный производитель, который условно дает всю не достающую продукцию. А практически это означает, что потребители не дополучили продукцию. Ввод фиктивного потребителя или фиктивного производителя это абсолютно математический прием, который нужен для возможности решения задачи.

Таким образом, если

1) , то вводим фиктивного потребителя

2) , то вводим фиктивного производителя

 

И так чтобы начать решение транспортной задачи мы должны представить ее в сбалансированном виде (каноническом виде).

Планом ТЗ будет матрица, в которой соблюдается баланс строк и столбцов.

 

 

 

Начальный опорный план может быть определен разными способами. Наиболее распространенными из них являются метод северо – западного угла и метод наименьшего элемента. Рассмотрим на примере эти два метода.

При использовании метода северо-западного угла заполнения матрицы положительными элементами начинают из компоненты и «перемещаются» по диагонали, направляясь к юго-восточному углу, а именно . Если то ; если то .

Следующим ненулевым элементом будет , или в зависимости от того или стали нулевыми. На к -ом шаге определяем (при этом ai ¹ 0 и bj ¹ 0); если , то ; если , то . При определении следующего элемента возможен случай, что . Тогда получаем, что и Если это не последний положительный , то получили вырожденный опорный план. Нужно ввести базисный нулевой элемент, иначе условие опорности не выполнится.

При определении опорного плана методом наименьших элементов принимает участие матрица стоимостей, элементы которой направляют. В матрице , выбирается минимальный элемент. Пусть тогда Дальше процедура аналогична предыдущему методу. После образования элемента и пересчета , переходим к выбору следующего минимального элемента, который не должен находится в строке (столбцы), которая удерживает нулевой ai (нулевой bj). Процедура продолжается, пока все ai и bj не станут нулевыми. Если при определении опорного плана был случай вырожденности, то вводим нулевые базисные элементы.

Рассмотрим пример.

 

Пример:

 

Задача не сбалансирована. Случай перепроизводства. Вводим фиктивного потребителя. . Получаем сбалансированную задачу.

 

Построим начальный опорный план методом северо-западного угла:

 

 

 

Построим начальный опорный план методом минимального элемента:

 

Решить транспортную задачу можно используя метод потенциалов.

 

Вопрос для самоподготовки

1. От чего зависит структура системы ограничений транспортной задачи?

2. Экономическое значение фиктивного потребителя. Как это использовать при определении количеству нужного продукта?

3. Чем отличаются и что общее для методов северо-западного угла и метода наименьших элементов?

 

ЛЕКЦИЯ 8.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.