Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западничество. Философские взгляды А.И. Герцена. Формирование материализма в русской философии (Н.Г. Чернышевский). Этика Н.Г. Чернышевского.






Полагая, что Россия отстает от западноевропейских народов на об­щем для всего человечества пути развития, западники считали, что Рос­сии необходимо усвоить европейскую науку и плоды просвещения, и в первую очередь западную философию, которая указывает человеку как цель жизни, так и путь к достижению этой цели.

Западники мало интересовались религией и по ряду вопросов кри­тиковали русскую православную церковь.

Все они высоко ценили политическую свободу, но при этом Чаадаев, Станкевич и Грановский были противниками революционных преобра­зований, а Белинский и Герцен считали, что преобразование социальной действительности должно идти революционным путем.



Александр Иванович Гер­цен (1812—1870) — писатель, революционер и фило­соф.

Герцен считал, что философия призвана играть роль гармонизиру­ющего начала жизни, но это возможно только в том случае, если она опирается на данные естествознания.

Социально-политические воззрения. В молодости Герцен по сво­им социально-политическим воззрения был близок к западникам, счи­тая, что Россия идет по тому же общему пути развития, что и Европа. Но в годы эмиграции близкое знакомство с реальным положением дел на Западе, с ужасами капиталистического пути развития измени­ло его точку зрения. Герцен пришел к выводу, что для России не обязателен капиталистический путь развития.

Он считал, что Россия может миновать трудности капитализма и прямо прий­ти к социализму — благодаря тому, что в России сохранилась крестьянская община. Если устранить государственный гнет над ней и помещичье землевладение, община получит свободное развитие, ведущее к справедливому устройству жизни, воплощающему социалистические идеалы («крестьянский социализм»). В таком переустройстве русской жизни важную роль может сыграть социалистическая идеология, получившая глубокую философскую разработку у мыслителей Запада.

Николай Гаврилович Чер­нышевский (1828—1889)— публицист, литературный критик, философ. С середины 1850-х гг. Чернышевский стал лидером российского революционно-демократического движения. Он активно выступал с пропагандой материализма и атеизма, за отмену крепостного права и т.п.

На формирование фи­лософских воззрений Чернышевского особенно большое влияние ока­зали диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.

Природа существует сама по себе, она никем не сотворена, матери­альна и находится в состоянии непрерывного движения и развития. Материя неуничтожима, она только переходит из одной формы в дру­гую. Человек — материальное существо, у него нет никакой души, со­знание — это свойство, развившееся у материи.

Социально-политические воззрения. В учении об обществе Чер­нышевский находился под сильным влиянием антропологического ма­териализма Фейербаха. Общество он понимал как совокупность ин­дивидов, и потому законы функционирования общества считал произ­водными от законов частной жизни людей. Наилучшей формой общественного устройства он считал социализм: поскольку большин­ство людей — это трудящиеся, то общественный интерес состоит в реализации интересов именно их.

Он полагал, что Россия может прийти к социализму, минуя капита­листический путь развития, поскольку в стране сохранилась крестьян­ская община.

Судьба учения. Идеи Чернышевского оказали значительное влия­ние прежде всего на Писарева и Добролюбова, а также на всех русских революционеров второй половины XIX в.

 

4. Мировоззрение Ф.М. Достоевского: идейная эволюция от социалистических воззрений к христианской этике.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в семье военного врача.

Подобно другим рус­ским мыслителям XIX в., Достоевский чувствовал глубокую неудовлетворенность тем мировоззрением, которое было связано с русским церковным пра­вославием XVII—XIX вв. Не отрекаясь от него явно, он пытался найти в нем то содержание, которое было утрачено в прежние века. В связи с этим чаще всего трагедия неверия у Достоевского органически допол­няется парадоксальной трагедией веры, именно искренняя вера, не признающая компромиссов, или ее искание становятся источником страданий и даже гибели героя, как это происходит.

Для Достоевского вера приносит с собой тревожные искания по­длинного смысла жизни. Обретение веры не столько разрешает самые важные жизненные проблемы, сколько помогает правильно поставить их, именно в этом ее значение.

Достоевский выводит на первый план проблему неразрешимой антиномичности человеческого бытия. Основой и источником этой антиномичности является про­тиворечие между всеобщностью, благостью, вневременностью Бога и эмпирической конкретностью, ущербностью, смертностью человека. Он хо­чет оправдать перед лицом Бога саму конкретную, неповторимую и ограниченную личность, во всем богатстве ее благих и злых проявлений. Человек для него — это уникальное и иррациональное в своей сущности создание, совмещающее в себе самые радикальные противоречия мироздания.

И несмотря на такую противоречивость, человек представляет со­бой цельность, которую почти невозможно разложить на составляющие и признать вторичной по отношению к какой-то более фундамен­тальной сущности — даже по отношению к Богу! Это и порождает проблему взаимосвязи Бога и человека, их отношение в определенном смысле становится отношением равноправных сторон

Для Достоевского ирра­ционально-мистическое единство людей, реализованное в земной жиз­ни, отличается от того единства, которое должно осуществиться в Бо­ге. Он не очень верит в окончательную достижимость идеального состояния человека, челове­чества, всего мирового бытия.

Как и Герцен, Достоевский утверждает абсолютность личности; одна­ко при этом он настаивает на том, что ценность и независимость каж­дого из нас имеют основой мистические взаимосвязи с другими людь­ми. Как только человек обрывает эти взаимосвязи, он теряет себя.

Достоевский не признает господства мира, природы, неживого бы­тия над человеком; человеческая личность есть своего рода динамиче­ский центр бытия. Человек — это и есть тот творческий центр реальности. Достоевского интересуют не психологиче­ские нюансы душевной жизни человека, а те «динамические» составляющие личностного бытия, в кото­рых выражается волевая энергия личности. При этом творческим актом может стать даже преступление. Фактически Достоевский принимает личность за Абсолют.

Из такого понимания абсолютности личности вытекает, что те усилия, которые личность должна осуществлять в каждое мгновение своей жизни ради преображения своего земного бытия, и составляют суть веры; вера —это реальная сила, заключенная в человеке и способная преобразить его.

Таким образом отказываясь от классической формы наукообразного философского трактата и превращая свои романы в адекватную форму философство­вания, Достоевский как раз и осуществил такое радикальное измене­ние «объекта» и «метода» философии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.