Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категория бытия в философии и ее теоретико-методологическое и общекультурное значение. Основные формы бытия.






Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория “бытия”. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием. Констатация бытия является исходной посылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют серьезную проблему, т.к. бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.

Все конкретные предметы, окружающие человека не вечны, они возникают и исчезают, уходя в “небытие”. Парменид считал бытие реальным, а небытие иллюзорным. Гегель, отправляясь от категории бытия, понимал бытие как переходящее в небытие, в результате чего все в мире является становлением.

Понятие “бытие” сходно с такими понятиями как “действительность”, “реальность”, “существование”. Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование.



По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Физический мир существует объективно, психический мир существует субъективно. Человека принадлежит к двум мирам.

Двояким существованием характеризуется духовный мир человека. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух. Субъективный дух - это внутренний психический мир человека со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Этот мир является достоянием отдельного индивида. Но совместная деятельность индивидов в социуме порождает объективированное или интерсубъективное духовное, т.е. такие духовные образования, которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества индивидов, достоянием духовной культуры общества. Одним из примеров объективного духовного может являться человеческий язык.

Существуют уровни бытия - существование в возможности и существование в действительности или “потенциальная форма бытия” и “актуальная форма бытия”.

Главный вопрос в философии «Какая из форм бытия является основной, а какие формы бытия производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия? В зависимости от того, что кладётся в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов.

 

2. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»).

Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком. Весь мир материальной культуры принадлежит к объективному, физическому миру, но в то же время все продукты деятельности человека в своем происхождении, существовании и способе функционирования опосредованны человеческим духом, сознанием, и этим бытие “второй природы”, создаваемой человеком.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.