Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фридрих Ницше (1844—1900)— немецкий филолог, писатель и философ.






Понимание жизни как проявления стихийной иррациональной силы — «воли к жизни», являющейся первоосновой бытия, — заняло центральное место в учении Ницше.

Основные понятия, которыми он оперирует, — это «мир», «жизнь», «вещь», «становление», «человек». Все эти понятия оказываются у него многозначными и получают определенный смысл только в конкретном контексте использования. В основании мира лежит воля (воля к жизни), которая является движущей силой становления, поэтому воля и есть сущность бытия в его динамичности. Но одновременно воля есть чув­ство, страсть с разнообразными оттенками, и всегда важнейшее в этой страсти — стремление к расширению собственного Я, это «воля к вла­сти». Жизнь — это мир, понимаемый как организм, и это мир такой, каким его постигает субъект (причем каждый по-своему).

Человек — это биологический организм, появившийся в процессе эволюции. Человек прежде всего есть тело; но это и иерархическая структура, где высшим слоем является интеллект, однако интеллект важен потому, что он необходим для со­хранения низших жизненных способностей и инстинктов. Интеллект не способен познать мир, и он его не познает, а схематизирует в той мере, в которой это нужно для практических потребностей организма.

В учении Ницше происходит переоценка всех традицион­ных моральных ценностей Запада. По его мнению, христианство, с его призывами к состраданию, милосердию и послушанию, портит человека, подавляя важнейшие жизненные инстинкты. «В наше время Бог умер!» — провоз­глашал Ницше. Это значит, что наступила новая эпоха, с новой систе­мой ценностей, родился новый человек — «сверхчеловек». Право на существование имеет только сильный. Ницшеанский сверхчеловек сто­ит «над добром и злом», вне любых моральных норм, кроме тех, которые сам создает. Это аристократ духа, т.е. широко образованный человек, хорошо разбирающийся в искусстве и способный к глубокому его вос­приятию.

В рамках своей концепции Ницше предлагал и оригинальное ре­шение проблемы свободы воли. Так как все поступки обусловлены, то подлинная свобода воли не существует, а значит, строго говоря, мо­ральные оценки неприложимы ни к каким человеческим поступкам. Различные формы человеческого поведения по-разному маскируют одну и ту же волю к власти, но проявляется она у разных людей по-разному.

Судьба учения. Учение Ницше оказало серьезное влияние на фи­лософию жизни, экзистенциализм, постмодернизм и т.д., а также на ху­дожественную интеллигенцию. Отдельные идеи Ницше и, в частности, учение о «сверхчеловеке» («белокурой бестии» были использованы в идеологии фашизма, но со значительным искажением.

3. Интуитивизм и «творческая эволюция» А. Бергсона.

" Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности.
Бергсон считает, что " жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, но теоретическая реконструкция " жизни" невозможна. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять непосредственно. Путем этого непосредственного постижения жизни, по Бергсону, и является интуиция.

Философию жизни Бергсона называют еще интуитивизмом Бергсона, рассматривая его как представителя интуитивизма - течения философии, усматривающего в интуиции единственно достоверное средство познания.

Интуицию Бергсон противопоставляет интелекту, трактуя его как орудие оперирования с " мертвыми вещами" - материальными, пространственными объектами. " Сущностью" мира для Бергсона есть " время", но это " качественное", " живое" время радикально отличается от механическо-физического времени.

Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им " творческой эволюцией", настаивая на том, что " настоящая" эволюция есть " творчество".

Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: закрытая и открытая. " Замкнутое общество" - это возникшее на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. " Открытое общество" должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из " духовного порыва", раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм " замкнутого общества".

4. Феноменология Э. Гуссерля. Разработка Гуссерлем онтологической и гносеологической проблематики. Понятие «жизненного мира».

Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – великий немецкий математик, логик и философ.

Феноменология - это философский метод или философская система, предложенная Эдмундом Густавом Гуссерлем в его монументальной работе «Логические Исследования», которую он опубликовал в трех томах с 1900 по 1913 года.

Гуссерль определил феноменологию, как философский метод для изучения сущностей, и акта введения этих сущностей в ткань повседневного опыта. Он считал ее трансцендентальной философией, которая имеет дело лишь с тем, что остается после того, как производится редукция. Под редукцией он понимает очищение предмета науки от причинно- следственных связей с другими предметами, отделен от целей человека, где он выполняет определенную функцию. Очищенный предмет уже никак не связан с результатами чьей-то деятельности и не является продуктом каких-то сил. Это - чистый Предмет науки. После очищения предмет мысли становится «абсолютной субъективностью» или ноэзисом (от греч.: " noesis" - " мышление"). " Абсолютная субъективность" - это сознание, направленное к предмету. Гуссерль различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Феноменологическая редукция помогла выявить два аспекта сознания: сознание как ноэму (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис (смыслоформирование предмета). Поэтому смысл феноменологии - это преобразование предмета или вещи из ноэматической в ноэтическую, из вещи, обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи.

Понятие «жизненного мира» появлется у позднего Гуссерля и представляет собой переход к анализу окружающего мира через субъективные характеристики мира отдельного индивида, т.е. через его жизненный мир.

Тема 10: «Экзистенциализм»

1. Общая характеристика экзистенциализма. Понятие «экзистенция».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.