Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль руководителя в системе управления авиационным персоналом




 

Успешное функционирование авиатранспортной системы, ее эффективность в значительной степени зависят от деятельности руководителей, управленческого персонала, от их умения организовать процесс управления.

Руководитель– это работник, отвечающий за конкретный хозяйственный объект или комплексную программу, имеющий в своем подчинении коллектив сотрудников и наделенный необходимыми правами и полномочиями принимать управленческие решения и нести за последствия их реализации ответственность.

Располагая определенной свободой и самостоятельностью (ее пределы ограничены социально-экономическими условиями, правовыми нормами и т.д.), хозяйственный руководитель сосредоточивает внимание и творческие усилия на интегрирующей и координирующей функции управления.

Менеджеров (руководителей), как уже было сказано, условно разделяют на три уровня: высший, средний и низовой.

К высшим руководителям относятся генеральные директора объединений, предприятий (включая их заместителей), директора производственных объединений (включая их заместителей), командиры авиапредприятий, авиакомпаний, авиационных комплексов, начальники аэропортов (включая их заместителей), члены советов директоров, президенты, вице - президенты и т.д.

Особенностью их работы являются большие масштабы деятельности, требующие наличия большого опыта, не регламентированные нормами выработки и времени. В деятельности высшего руководства преобладают безличные формы официальных контактов с подчиненными (отчеты, доклады, приказы); систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову, прием посетителей).

Основные функции высших руководителей состоят в формулировке миссии предприятия, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами.

Эти функции и обязанности чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора. В связи с масштабностью задач и невозможностью их решить в одиночку в крупных организациях первые руководители переходят к руководству процессом выработки решения в составе команды, где они являются уже не “боссами”, а первыми среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.

Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем (главным администратором), занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимся его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы предприятия. В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров; открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.



К числу руководителей среднего уровняотносятсякомандиры авиационного, летного отрядов, эскадрилий (включая их заместителей), менеджеры на воздушном транспорте (включая старшего), начальники отделов авиапредприятий, подразделений УВД, производства, смен авиапредприятий, служб, цехов, участков, руководители полетов и т.д. Они назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями, несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества, вверенных им подразделений. Их функциилокальны: через подчиненных руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью; устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм.

В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично самостоятельно, частично - выходя с предложениями к руководству организации), поощрять или наказывать своих подчиненных.

На руководителей среднего звена ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределение заданий, разработка графиков работы, организация и координация труда подчиненных; обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий: контроль за ходом их осуществления, соблюдением сроков, рациональнымиспользованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству внедрению трудовых методов работы.



Руководители низового звена управления(командиры воздушных судов, менеджеры, начальники постов, радиобюро, руководители групп, включая старших и т.д. имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организаций.

Низовой уровень управления - технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала - рабочих и других неуправленческих работников. Большая часть руководителей принадлежат к нему (и большинство начинают здесь свою карьеру).

Современный руководитель должен быть специалистом, в совершенстве знать все стороны деятельности управляемого объекта, обладать способностью принимать решения и уметь предвидеть экономические, социально-психологические и организационные последствия реализации принимаемых решений. Он должен быть генератором идей и владеть методами активизации трудовой деятельности, уметь прогнозировать развитие организационных и управленческих отношений.

Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации, т.е. по поведению, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и имеющего определенный статус. Зарубежные специалисты выделяют следующие роли менеджера: главный руководитель, лидер, связующее звено, получатель информации, распространитель информации, представитель, предприниматель, устранитель нарушений, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.

Все перечисленные роли делят на три группы: межличностные, информационные, связанные с принятием решений. Наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих руководителю выполнять на практике все эти роли, отличает менеджера от руководителя, сформировавшегося в условиях плановой экономики. По данным зарубежных ученых, у руководителя, действовавшего в условиях плановой экономики, не доставало качеств, необходимых для выполнения ролей интегратора, лидера, информатора, предпринимателя, менеджера кризисов и ведущего переговоры.

В условиях рыночных отношений руководители должны уметь реализовывать возможности человеческого фактора, поддерживать дух творчества и предприимчивости, искать пути нетрадиционного решения проблем. Для решения столь сложных задач современный руководитель должен завоевывать и поддерживать авторитет и лидерство в коллективе.

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, глубоко ошибочно. Авторитет – это общепризнанное значение, влияние, общее уважение, приобретенное руководителем (любым работником) в процессе трудовой деятельности среди подчиненных (или коллег-сотрудников). Для того, чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

Лидерство – способность человека оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия на достижение целей организации. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, эмоции и т.д.

Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативных действиях. Лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью, становится неформальным лидером.

Руководство – это процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, вверенной ему обществом или коллективом. Оно основано на принципах властного отношения, распорядительства, социального контроля и применения дисциплинарной практики вплоть до принуждения несознательных подчиненных. Но принуждением не ограничивается возможности применения власти.

Согласно классификации имеется пять основных форм власти:

· власть, основанная на принуждении. Руководитель может оказать влияние на других, если он контролирует величину и форму наказания, которое может быть применено;

· власть, основанная на вознаграждении. Руководитель имеет власть над подчиненным, если тот верит, что начальник может вознаградить его или отказать в этом;

· экспертная власть осуществляется, когда руководитель воспринимается как носитель специальных и полезных знаний;

· эталонная власть (власть примера): характеристики или свойства руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;

· законная власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.

Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству, это убеждение и участие сотрудников в управлении. Для завоевания и поддержания авторитета руководитель должен обладать высокими организаторскими способностями, необходимым жизненным опытом, навыками управления и личными качествами.

Для руководителя большое значение имеют личные качества, организаторские способности, опыт и навыки. Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. Ведущее место среди них занимает интеллект.

Интеллектуальный уровень руководителя связан с другими важными для умения управлять качествами. К наиболее важным личностным качествам эффективного руководителя можно отнести следующие:

· доминантность, т.е. стремление влиять на других людей;

· уверенность в себе;

· самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

· креативность, или способность к творчеству;

· целенаправленность, стремление к достижению цели;

· предприимчивость, готовность к обоснованному риску;

· решительность, готовность брать на себя ответственность;

· надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами;

· общительность, умение работать с людьми;

· способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации.

Эффективность труда руководителя во многом зависит от стиля управления персоналом.

Стиль управленияэто способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а так же независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя.

Различают авторитарный, демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский) стили управления.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал