Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санкт-Петербург. Министерство транспорта Российской Федерации






Министерство транспорта Российской Федерации

(Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта

(Росавиация)

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет

гражданской авиации»

 

 

Кузнецов В.Н., Иванова М.О.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫМ ПЕРСОНАЛОМ

 

Часть I

 

Учебное пособие

 

 

Допущено УМО по образованию в области аэронавигации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Аэронавигация» и специальностям высшего профессионального образования «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», «Летная эксплуатация воздушных судов» и «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного

пространства»

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 

 

 


Ш 87 (03)

 

 

КУЗНЕЦОВ В.Н., ИВАНОВА М.О. УПРАВЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫМ ПЕРСОНАЛОМ: Учебное пособие. Часть I / СПб ГУГА. Санкт-Петербург, 2006.

 

Издается в соответствии с программой курса «Основы управления персоналом».

Рассматриваются сущность и особенности современной концепции управления персоналом, эволюция теории и практики управления человеческими ресурсами. Изложены новые подходы к организации работы с авиационным персоналом. Дается общая характеристика кадровой работы на отечественных предприятиях, рассмотрены цели, принципы и методы современной системы управления персоналом. Раскрыты особенности кадровой политики, стратегического управления персоналом и кадрового планирования в условиях рыночной экономики.

В приложении даны схемы, таблицы и другие материалы, облегчающие восприятие материала.

Предназначено для студентов вечернего отделения, заочного факультета, факультета авиационного менеджмента, обучающихся по специальностям 080505 «Управление персоналом», 061100 «Менеджмент организации», факультета летной эксплуатации, обучающихся по направлению 160500 «Аэронавигация», специальностям 160503 «Летная эксплуатация воздушных судов», 160505 «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства».

 

Ил. 5, библ. 27 назв., прил. 11

 

Рецензенты: Г.Г.Зайцев, д-р экон. наук, проф.

А.А.Богданов, д-р техн. наук, проф.

 

 

Ó СПбГУГА, 2006

 

 

Введение

 

 

Переход России к рыночной экономике поставил перед каждым авиапредприятием (авиакомпанией) ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых – максимально эффективное использование кадрового потенциала. Обновляющаяся экономика требует применения на практике современных подходов к управлению людьми, использования позитивного опыта, накопленного в передовых отечественных и зарубежных организациях в последние десятилетия XX – начале XXI века, привлечения к управленческой деятельности специалистов нового, «менеджерского» типа: с высоким уровнем мышления, эрудиции, ответственности и компетентности.

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и накопление большого научного и производственного потенциала. Прогресс технологий и связанный с ним рост конкуренции привели к осознанию ключевой роли человеческого фактора в производственной деятельности. Произошли большие перемены в структуре рабочей силы, вырос образовательный и культурный уровень работников, изменились их ценностные ориентации и мотивационные установки у молодежи. Следствием этого явилось признание на Западе человека ведущим фактором развития экономики. Знания, опыт, навыки работников становятся главным источником эффективности и конкурентоспособности организаций.

Новые подходы к управлению людьми на производстве постепенно утверждаются и в отечественной практике. При этом, развитие теории и практики управления персоналом в отечественных условиях происходит более быстрыми темпами, чем в других странах. Наиболее интенсивное развитие управление персоналом приобрело в банковских, компьютерных, торговых и других отечественных компаниях. Однако на многих предприятиях в сфере материального производства и транспорта, в том числе и гражданской авиации, этот процесс идет очень медленно и противоречиво. Это обусловлено как объективными причинами - трудным социально-экономическим положением отрасли, монополизмом ведущих авиакомпаний и неконкурентоспособностью малых и средних предприятий и подразделений, так и инертностью мышления значительной части руководящего состава, сформировавшегося в условиях командно-административной системы управления.

Традиционно рассматривая персонал как придаток производственно-хозяйственной системы, такие руководители полагают, что право собственности работника ограничивается лишь правом на оплату труда, уровень которой позволяет обеспечить им минимальный уровень благосостояния. При таком подходе работники оказываются отчужденными от результатов своего труда и работают малопроизводительно, с оглядкой на размер заработной платы, выполняя лишь формально закрепленный за ними круг функциональных обязанностей.

Выход из кризисной ситуации видится в модернизации системы управления предприятиями, придании ей большей гибкости, социальной ориентации, в коренной перестройке кадровой работы, совершенствовании практики отбора, деловой оценки, профессионального обучения и мотивации авиационного персонала. Но никакие нововведения не будут внедрены в повседневную практику без поддержки руководителями авиапредприятий и авиакомпаний, осознания ими необходимости кардинальных перемен, овладения знаниями и навыками новых социальных технологий работы с авиационным персоналом.

Современному руководителю и специалисту по управлению персоналом нужны обширные знания в области экономики, трудового права, социологии, физиологии и психологии труда, педагогики и других гуманитарных наук. Курс «Управление авиационным персоналом» синтезирует знания этих наук, помогает студентам овладевать необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками управления персоналом.

Цель курса: дать представление о сущности, целях, задачах управления авиационным персоналом, основных этапах эволюции теории и практики управления человеческими ресурсами, характеристиках и структуре авиационного персонала, организационной структуре и функциях служб персонала, роли руководителей в работе с авиационным персоналом, видах кадровой политики и стратегии управления персоналом, кадровом планировании и прогнозировании.

В результате изучения курса и закрепления полученных знаний на практике менеджеры по персоналу и линейные менеджеры должны уметь организовать систему управления авиационным персоналом, знать приемы и способы профотбора, кадрового планирования, учета, стимулирования, деловой оценки кадров, планирования деловой карьеры, анализа удовлетворенности трудом, стабильности кадров.

Изучение теоретических основ управления авиационным персоналом и последующее практическое овладение студентами современными кадровыми технологиями позволит им в дальнейшем формировать работоспособные коллективы, рационально использовать и развивать трудовой потенциал, повышать социально-экономическую эффективность и конкурентоспособность авиапредприятий (авиакомпаний), обеспечивать высокий уровень безопасности эксплуатации авиационной техники.

При подготовке настоящего учебного пособия использованы результаты анализа большого числа научных, учебно-методических и учебных пособий и материалы многолетних исследований, проведенных студентами и преподавателями кафедры истории и управления персоналом в авиапредприятиях с конца 1990-х до начала 2000-х гг. При этом структура учебного пособия и взгляд на отдельные аспекты рассматриваемых проблем представляют авторскую точку зрения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.