Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики и структура авиационного персонала






Персонал современного авиапредприятия (авиакомпании) представляет собой сложное многоструктурное образование, отражающее его качественные и количественные характеристики.

Количественные характеристики выражаются той численностью работников, которая требуется для решения задач деятельности предприятия. В настоящее время предприятия самостоятельно определяют количественную потребность в персонале, используя различные методы расчетов, используемые как в отечественной, так и зарубежной практике, например, метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса, метод расчета по нормам обслуживания; метод расчета по рабочим местам и нормативам численности.

Для расчета численности персонала используются также некоторые статистические методы, включающие стохастические методы расчета (расчет числовых характеристик, регрессионный анализ, корреляционный анализ) и методы экспертных оценок - простой и расширенной оценки руководителя или группы экспертов (метод Дельфи).

В современных условиях, когда традиционные технологии, стремившиеся свести к минимуму вмешательство человека в производственный процесс, уступают место гибким информационным системам, инновационному производству, основанному на использовании высококвалифицированной рабочей силы, предприятия стремятся к оптимизации состава и численности работников. Но в то же время возрастает значимость качественных характеристик, которые выражают сущностные свойства и способности работников как личностей, отличающихся индивидуальными способностями и возможностями, мотивацией, навыками и опытом. Именно личные качества оказывают сильное влияние на поведение работника в организации, выполнение им определенной профессиональной и социальной роли в коллективе. Современное управление должно стремиться к реализации и развитию умственных, творческих, трудовых и предпринимательских способностей работников как для достижения организационных целей, так и для удовлетворения их личных потребностей.

Структура персонала предприятия – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо существенному признаку. Таким признаком может быть профессиональная принадлежность (профессиональная структура), уровень квалификации (квалификационная структура), возраст, пол и образование (половозрастная структура и структура по уровню образования) и др. Последние, в свою очередь, являются частью социальной (социально-демографической) структуры трудового коллектива.

Исходной структуроформирующей единицей анализа персонала является отдельный (персонифицированный) работник, рассматриваемый в совокупности качественных характеристик, которые оказывают влияние на его трудовое поведение. Все многообразие качественных характеристик работника можно подразделить на три основные группы:

психофизиологические – способности работника, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

квалификационные – объем, глубина и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающие способности работников к труду определенного содержания и сложности;

социальные – уровень социальной зрелости, ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, ожидания и интересы в сфере труда.

Существуют и другие подходы к классификации личностных качеств персонала. Знание структуры личности работника, ее психологических, психофизиологических и социальных характеристик помогает управленцу более эффективно использовать потенциал каждого работника, выбрать правильную форму управленческого воздействия, опираясь на положительные его качества и преодолевая отрицательные. Рассмотрим важнейшие качественные характеристики личности работника.

Индивидуальные особенности человека не существуют разрозненно, а образуют устойчивую систему, которая обеспечивает целостность его индивидуальности. Наиболее часто встречающиеся сочетания этих свойств образуют типы личностей, характеризующиеся постоянством проявления определенных особенностей деятельности, поведения, отношений. Знание о наличии нескольких индивидуальных особенностей авиаспециалиста, проявляющихся в определенном сочетании в его поведении в разных ситуациях, позволяет руководителю с высокой степенью достоверности предположить наличие ряда дополнительных свойств его личности и прогнозировать его деятельность.

В реальной управленческой деятельности умение типизировать сотрудников облегчает управление коллективом. По мнению психологов, все многообразие характеристик и свойств личности можно свести в следующие четыре блока:

1.Биологический блок включает в себя характеристики личности, обусловленные биологическими особенностями человека (пол, возраст и т.д.). На 80% они являются врожденными и «переделке» не подлежат. Корректирующие влияния могут быть направлены на создание благоприятных условий для их положительных проявлений и учет возможных отрицательных (негативных) проявлений при ухудшении условий деятельности;

Эффективность управления персоналом во многом зависит от половозрастных особенностей человека и потому необходимо учитывать психологические различия между мужчинами и женщинами в профессиональной деятельности (табл. 1).

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.