Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. В первом вопросе покажите, что познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру






В первом вопросе покажите, что познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему. Покажите, что представляет собой познание как процесс, а также определите понятия субъекта и объекта познания.

Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с анализа чувственного познания и его элементов. Раскройте специфику и роль чувственного познания. Затем перейдите к высшему уровню познавательной деятельности человека – рациональному (или теоретическому). Выделите его основные формы. Покажите единство чувственного и рационального в процессе познания. Остановитесь на таких проблемах как творчество и интуиция.

При подготовке ответа на третий вопрос обратите внимание на понятия «вера», «знание», «понимание», «объяснение». Раскройте их смыл и содержание.

В четвертом вопросе покажите, что проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается. Перейдите к рассмотрению объективного, относительного и абсолютного в истине. Раскройте основные концепции истины. Проанализируйте факторы, стимулирующие и искажающие истину.

При ответе на четвертый вопрос, покажите, что практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование наличной предзаданной человеку действительности, 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования и 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности. Раскройте роль практики в становлении человечества и его культуры.

Литература

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М. 2000.

Введение в философию Ч.2. - М., 1990.

Арлычев А.Н. Проблема познания процесса в философии и науке// Вопросы философии.-1999.-№ 3.

Лекторский В.Л. Теория познания (гносеология, эпистемология)// Вопросы философии. - 1999- № 8.

Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е. Т.3.

Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (от Платона до Поппера)// Вопросы философии 2001.- № 1-2.

Степин В.С. Теоретическое знание. - М. 2000.

 

Темы докладов и рефератов.

 

1. Отражение и творчество в процессе познания.

2. Уровни рационального познания – рассудок и разум.

3. Проблема критерия истины в различных философских учениях.

4. Проблема истины в постмодернизме.

5. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое в познании.

6. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие ориентации.

7. Неопозитивизм как философское выражение сциентизма.

8. Философия познания: чувственное и рациональное; интуитивное и логическое; знание и вера; истина и заблуждение.

9. Теоретические основы гносеологический оптимизма и пессимизма.

10. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.

11. Экзистенциализм как философское выражение антисциентизма.

12. Соотношение научности и истинности.

13. Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.

14. Соотношение категорий истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения.

15. Научные принципы и их роль в научном познании.

16. Диалектика абсолютной и относительной истины в познании.

17. Проблема критериев истины.

18. Практика и познание.

19. Когнитивное творчество, его сущность, механизм и основание.

20. Самосознание и процесс социализации личности.

21. Априорное и апостериорное в сознании.

22. Индивидуальное и коллективное бессознательное.

 

 

Дополнительная литература

 

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

Деннет Д. Постмодернизм и истина// Вопросы философии.-2001.-№ 9.

Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3.

Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973.

Коршунов А.М. Теория отражения и творчество. М., 1977.

Куайн У. ван О. Слово и объект. М.: Логос, 2000.

Патнэм Х. Разум, истина и история. М., 2002.

Рассел Б. Человеческое познание. М.: Издательство иностранной литературы, 1956.

Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989.

 

Контрольные вопросы.

 

1. В чем состоит диалектика субъектно-объектных отношений в процессе познания.

2. Назовите основные моменты пути познания

3. Чем отличаются друг от друга чувственное и рациональное: по форме и содержанию?

4. Каковы различия понимания истины в истории философии?

5. Как вы понимаете единство объективного, относительного и абсолютного в истине?

6. Что такое догматизм и релятивизм?

7. Как устанавливается достоверность знаний?

8. В чем состоит различие в понимании критерия истины в различных философских учениях?

9. Охарактеризуйте различные уровни рационального познания? Каковы функции практики в процессе познания?

10. Каковы функции практики в процессе познания?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.