Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и рефератов. 1. Позитивизм и проблемы формирования философии науки.






 

1. Позитивизм и проблемы формирования философии науки.

2.Философия математики Б. Рассела.

3.Постпозитивизм: основные представители и идеи.

4.К. Поппер как один из основателей постпозитивистской традиции мышления.

5.Т. Кун как основатель исторического подхода к решению проблем философии и методологии науки.

6.Особенности системной антропологии А.Гелена.

7. Основные идеи психоанализа З. Фрейда и К. Юнга.

8.Учение о человеке в теории З. Фрейда и его последователей.

9.Структурализм как философское учение.

10.Философия постструктурализма и постмодернизма.

11.Герменевтика как методология.

 

Дополнительная литература

Гелен А.О. О системной антропологии// Проблема человека в западной философии.- М., 1988.

Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа.

История философии. (Запад – Россиия – Восток). Кн.1У. – М., 1999.

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

Марсель Г.К. К трагической мудрости и за ее пределы// Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1965.

Уайтхед А. Наука и философия// Уайтхед. Избранные работы по философии. - М., 1990.

Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

Юнг К.Г. Психология и религия // Архетип и символ. – М., 1991.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.

Фрейд З. Бегство от свободы. – М., 1990.

История философии. (Запад – Россия – Восток). Т.111. – М., 1999. Ч.1. гл.2, 7; ч.11. гл.6.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Как позитивизм рассматривает соотношение науки и философии?

2. Чем различается логический и семантический этап в неопозитивизме?

3. В чем состоят требования физикализма?

4. Какое значение для понимания человека имеет учение о бессознательном?

5. В чем состоит различие между учением З. Фрейда и К.Юнга?

6. На каких принципах основывается гуманистическая этика Э. Фромма?

 

 

Тема 8.Фундаментальные свойства и диалектика бытия (4 часа)

 

Занятие 1

 

 

1. Философский смысл понятия «бытие». Виды и формы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия.

2. Развитие представлений о бытии в истории философии.

3. Понятие материи.

4. Современные представления о строении и свойствах материи.

5. Движение как способ существования материи. Пространство и время.

 

Основные понятия темы: бытие, естественный и искусственный миры, формы человеческого бытия, субстанция, материя, движение, пространство, время, картина мира.

 

Методические указания

 

Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на то, что учение о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Вопросы бытия обсуждаются в первом разделе философского знания, называемом онтология. Укажите, что бытие как исходная, первичная характеристика мира является бедным понятием, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Исходя из основного вопроса философии, необходимо различать материальную и духовную субстанции, что ведет к пониманию основных философских направлений – материализма и идеализма. Далее изложите свое представление о формах бытия, подтвердив это примерами.

Во втором вопросе рассмотрите исторический аспект формирования учения о бытии. Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Покажите, что первоначала в античной натурфилософии представлялись в качестве стихий, но носили умопостигаемый характер. После милетцев проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Далее, проследите изменение представлений о бытии в историко-философском процессе. Сделайте вывод о том, что современная философия отказывается от проблематики бытия без человека, вне человека, что на первый взгляд напоминает отказ от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию.

Раскрывая третий вопрос, обратите внимание на материальное единство мира и его многообразие. С одной стороны, достаточно четко фиксируется дискретность строения объективной действительности, т.е. человек ясно видит качественно различные объекты, процессы и явления бытия. С другой стороны, он также ясно видит иерархические отношения между объектами, процессами и явлениями в рамках сложных систем. Однако перед ним постоянно стоит проблема целостности мировосприятия. В поисках понятия, обозначающего объективную реальность, человечество пришло к термину «материя». Прежде всего, необходимо определить понятие материи и рассмотреть его формирование в истории философской мысли: в философии древнего Востока и античной Греции, натурфилософии нового времени и в работах В.И. Ленина. Рассмотрите два подхода к проблеме материи: гносеологический и онтологический (материя как субстанция). Обоснуйте необходимость их совместного применения. Раскройте основные свойства материи.

В четвертом вопросе осветите современные представления о структуре материи и ее свойствах. Покажите, что в основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Рассмотрите с точки зрения современной науки уровни организации неживой природы, а также строение материи на биологическом и социальном уровнях.

В пятом вопросе остановитесь на том, что материя не существует вне движения и вне своих основных атрибутов – пространства и времени; поэтому покажите научное толкование этих свойств материи, опираясь на данные современных наук – квантовую механику и общую теорию относительности А. Эйнштейна. Признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип материального единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи. Рассмотрите формы и свойства движения, а также различные концепции пространства и времени. В заключении дайте современное философское определение материи.

 

Литература:

 

Аристотель. Метафизика//Соч. – Т 1.-М., 1976г.

Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник для вузов- М..2000г.

Бюхнер Л. Сила и материя. Спб., 1907.

Введение в философию: Учебник для вузов. Ч. 2 // Под редакцией И.Т. Фролова-М.1990г.

Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. М., 1998.

Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Латыпов Н. Н., Бейлин В. А., Верешков Г. М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М.: Издательство МГУ, 2001.

Огурцов А.П. Бытие// Философский энциклопедический словарь.- М., 1983г.

Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. - М., 2001 г.

Философия: учебное пособие для студентов вузов.// Под общей редакцией Ю. Харина.-Минск, 1998 г.

Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997.

 

Темы докладов и рефератов:

 

1. Понятие бытия в античной философии.

2. Проблемы бытия в экзистенциализме.

3. Бытие мира как выражение его единства.

4. Основные формы и диалектика бытия.

5. Современные представления о строении и свойствах материи.

6. Строение материи на биологическом и социальном уровнях.

7. Формы движения материи. Их качественная специфика и взаимосвязь

8. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени.

9. Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности.

 

Дополнительная литература

 

Аристотель // Соч. т. 4.-М., 1984.

Ахутин А. В. Понятие " природы" в античности и в Новое время. М.: Наука, 1988.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. -М., 1988.

Гольбах П. А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного // Гольбах П. А.Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1963. Т. 1.

Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983.

Диоген Лаэртский. Антология мировой философии.-Т.1. ч. 1.- М., 1969.

Карпинская Р. С, Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

Мамардашвили М.К. Путь к очевидности. М., 1979

Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике ХVII. в. Новосибирск. 1983.

Платон. Протагор // Соч.в 3-х т. Т.- 1-М.1968 г.

Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

Рейнхенбах Г. Философия пространства и времени.-М., 1986.

Человек и его бытие как исходная проблема современной философии. М., 1977.

Хокинг С, Пенроуз Р. Природа пространства и времени. Удмуртский ун-т, 2000.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем смысл проблемы бытия?

2. Каковы основные свойства бытия?

3. Перечислите основные формы и уровни бытия мира?

4. В чем отличие понимания бытия Парменидом и Гегелем?

5. В чем различие между бытием и небытием?

6. Каковы основные черты учения о материи в марксизме?

7. Назовите основные формы движения материи?

8. В чем сущность субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?

 

Занятие 2

 

1. Идея развития в истории философии. Модели развития. Метафизика, диалектика и синергетика как картины мира.

2. Диалектика бытия и всеобщие законы развития. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики. Ограниченность и историческая обусловленность диалектической картины мира.

3. Детерминизм и развитие. Понятие о детерминации как один из основных принципов устройства мира. Причинность как вид детерминации. Другие виды детерминации. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Вероятность. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм.

 

Основные понятия темы: движение, изменение, развитие, прогресс, регресс, порядок и хаос, метафизика, диалектика, синергетика, система, закон, категории диалектики, принципы диалектики, детерминизм, индетерминизм, причина и следствие, вероятность, возможность и действительность, динамические закономерности, статистические закономерности.

 

Методические указания

 

При подготовке к первому вопросу укажите, что в своем развитии диалектика принимала такие формы, как стихийная диалектика древних греков, идеалистическая и материалистическая диалектика. Следует подробно охарактеризовать эти формы, раскрыть основные ступени развития диалектики. Описывая объективную и субъективную диалектику, важно рассмотреть особенности проявления диалектических закономерностей в природе, обществе, мышлении. Необходимо разобраться в сущности диалектической и метафизической концепций, провести их сравнительный анализ, выявить причины доминирования в философии и науке в различные исторические периоды. Следует обратить внимание на то, что метафизический подход, выступая в качестве частного приема познающего мышления, может быть исторически оправдан, но за определенными пределами становится ограниченным и должен дополнятся диалектикой.

Прежде чем приступить к изучению важного и обширного вопроса о законах диалектики, необходимо уяснить содержание понятий «закон» и «закономерность», выделить основные виды законов. Каждый из трех законов диалектики фиксирует и раскрывает определенную фазу развития. Раскрывая закон единства и борьбы противоположностей, который характеризует источник и внутренне содержание всякого развития, важно показать содержание категорий «противоположности», «противоречие»; смысл понятий «единство» и «борьба» противоположностей. Следует охарактеризовать ступени развертывания противоречий (тождество, различие, противоположность, противоречие, снятие). Желательно сравнить гегелевское и марксистское понимание противоречия и особенностей его разрешения.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные показывает механизм развития, то есть объясняет, каким образом реализуется его источник. Следует раскрыть содержание категорий «свойство», «количество», «качество», «мера», а также показать, как осуществляется обратное влияние качественных изменений на количественные, выделить и охарактеризовать два вида скачков.

Раскрывая закон отрицания отрицания, который характеризует направленность процесса развития, необходимо рассмотреть основные виды отрицания – деструктивное и снятие; показать связь между всеми законами диалектики, выражающуюся в понятии «отрицание»; объяснить спиралевидный характер процесса развития.

Категории диалектики выступают как конкретизация ее законов, они являются ступенями познания, и между ними существуют определенные связи и отношения. Необходимо рассмотреть основные соотносительные категории диалектики и ознакомиться с основными принципами построения системы категорий.

Третий вопрос связан с решением проблемы взаимообусловленности явлений и процессов мира, с характером этой обусловленности. Любое явление можно проанализировать через действие некоторых причин, приведших к его возникновению, также как и само оно может исследоваться как причина других явлений. Укажите, что философские позиции здесь могут значительно отличаться друг от друга, особенно когда речь заходит о предельных основаниях обусловленности мира. В основе детерминистического подхода лежит понимание того, что любое событие, любой факт, явление и т.д. имеют свою причину и могут выступать причиной другого события, факта или явления. Дайте определение понятия «детерминизм», поясните, что оно шире понятия «причинность», т.к. сюда включаются, например, непричинные типы обусловливания. Укажите на существование динамических и статических закономерностей. Покажите, что диалектическое проведение принципа детерминизма осуществляется через систему парных категорий (причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность), отражающих двойственный характер любого объекта.

В заключении остановитесь на том, что альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм, существуют различные его формы, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера детерминации.

 

Литература:

Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник для вузов – М., 2000г.

Борщов А.С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. – Саратов, 1990.

Бюхнер Л. Сила и материя. Спб., 1907.

Введение в философию: Учебник для вузов. // Под редакцией И.Т. Фролова. – М., 2005 г.

Пригожин И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

 

Темы докладов и рефератов:

 

 

Дополнительная литература

 

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. – М., 1975.

Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983.

Кедров Б.М. Беседы о диалектике. – М., 1989.

Князева Е.Н. Основания синергетики. СПб., 2003.

Энгельс Ф. Диалектика природы (любое издание).

 

Контрольные вопросы

1. Верно ли, что метафизики отрицают развитие материального мира? Если нет, то какова метафизическая концепция развития?

2. Укажите соотношение между понятиями «развитие», «прогресс», «регресс»? Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие это прогрессивный процесс?

3. Каковы критерии прогрессивного развития? Существуют ли универсальные критерии прогресса?

4. Как связаны между собой принцип развития и принцип всеобщей связи?

5. Что такое диалектика объективная и диалектика субъективная? Каково соотношение между ними?

6. Каковы принципы диалектического мышления?

7. Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»?

8. Всякая ли противоположность является диалектической?

9. Почему развитие невозможно без отрицания?

10. Можно ли закон отрицания отрицания вывести из других законов диалектики, например, из закона единства и борьбы противоположностей?

11. Объясните различие между динамическими и статистическими закономерностями?

12. Каковы особенности развития детерминизма в современной науке и философии?

 

Тема 9. Проблема человека в философии ( 2 часа )

 

1. Природа и сущность человека. Смысл человеческого бытия.

2. Понятие личности. Соотношение понятий «индивид», «человек», «индивидуальность».

3. Свобода личности и ее социальные роли в обществе.

 

Основные понятия темя: человек: природа, сущность, предназначение, природное и социальное в человеке, духовность, человечество, индивид, личность, индивидуальность, свобода личности.

 

Методические указания

Отвечая на первый вопрос обратите внимание что, философское учение о человеке представлено множеством концепций и называется философской антропологией. Укажите, что человек – это единство природного и социального, одно без другого не может существовать. Однако биологическое в человеке – это не только то, что генетически сближает человека с животным предком, но и то биологически новое, чем он отличается от животного. Проанализируйте понятие «смысл жизни», укажите, что это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь; элемент ценностной сферы духовной жизни человека.

При ответе на второй вопрос остановитесь на том, что человек многогранное и многокачественное явление, поэтому для своего выражения он требует различных понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Раскройте эти понятия. Покажите, что в понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено общечеловеческих характеристик. Сущностная характеристика личности раскрывается через такие понятия как «самосознание», «воля», «нравственность», «мировоззрение» и др.

Третий вопрос предполагает анализ такого сложного феномена как «свобода». Покажите, что это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Однако свобода предполагает и ответственность, как неотъемлемую сторону. Что означает термин «бегство от свободы»?

Литература

 

Агацци Э. Человек как предмет философии// Вопросы философии. – М., 1989.-№ 2.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

Акименко А.Д. Об элементах целостного понимания человека // Философские науки 1991. №7.

Волков Ю.Г. Личность и гуманизм М., 1995.

Гуревич П. Антропологическая катастрофа//Свободная мысль.- 1997.- №11.

Гуревич П.С. Философия человека. – М., 1994.

Ильенков И.В. Что же такое личность? // Философия и культура. - М., 1991

Кочан А.В. Триединство свободы.// Вопросы философии.- 1997.-№N5.

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. – М., 1993.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Салин Ю.С. Фундаментальные ценности человека// Общественные науки и современность.-1995.- № N4.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 1998.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.