Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: командира






Культура - это сложное социальное явление, отражающее и характеризую-щее жизнь разностороннюю деятельность человека.

Культура - это широкое понятие от умывания лица до последних высот человеческой мысли. Отсюда, неудивительно его огромное число смысловых значений, которое имеет слово «культура». В современном научном языке их насчитывается около 250.

В настоящее время и в армии в повседневную жизнь вошли такие понятия как «техническая культура», «физическая», «строевая», «штабная культура» и другие.



Культура (с латинского языка обработка, возделывание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Культура реализует следующие функции:

· познавательная;

· функция исторической преемственности;

· восприятия и преобразования окружающего мира;

· ценностная функция.

В соответствии с основными видами деятельности выделяются следующие, основные взаимосвязанные части культуры:

· материальная;

· духовная.

Материальная культура характеризует процесс деятельности людей и его результаты в материальном производстве и в материальной сфере быта.

Духовная культура-это производство, распределение духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, образования и т.д. Она включает в себя все виды и формы общественного сознания, систему образования и воспитания, систему учреждений культуры и др.

В повседневной деятельности выделяют культуру общества и культуру личности.

Культура общества создается трудом народа и является необходимым условием его существования. Человек при этом выступает и в качестве потребителя и в качестве создателя материальных и духовных ценностей.

Культура личности - это степень развития личности, выражающаяся как в системе ее социальных качеств, так и в характере ее деятельности и поведения, а также в системе ее потребностей. Структура культуры личности сложна и многогранна.

В ней выделяются пять тесно между собой связанных, но обладающих относительной самостоятельностью, уровней:

1. Мировоззренческий уровень;

2. Уровень эрудиции и кругозора;

3. Уровень практических навыков и умений;

4. Нормативный уровень;

5. Уровень эмоционального развития.

Направленность всей культуры придает мировоззрение. Оно же определяет и социальную ориентацию личности.

Главным носителем культуры в Вооруженных силах является офицерский состав. В современных условиях особенно возросла роль педагогической культуры офицеров как важнейшего показателя их профессиональной подготовленности.

Это обусловлено:

- возрастающими требованиями к боевой выучке, морально-психологичес-ким качествам, идейной и психологической закалке личного состава, вызванными коренными изменениями в военном деле;

- повышением роли армии как школы воспитания;

- качественными изменениями в личном составе, усложнением духовного мира воинов, расширением их познавательных возможностей, восприимчивости к педагогическим воздействиям;

- повышением удельного веса психолого-педагогических начал в деятель-ности каждого современного руководителя, и тем более офицера, для которого обучение и воспитание подчиненных является основной служебной обязан-ностью.

В современных условиях они существенно расширяются и усложняются, что предъявляет более высокие требования к педагогической культуре офицера.

Это обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, гуманизация и демократизация общественной жизни, военно-служебных отношений в нашей армии требует повышенного внимания к человеку, более профессиональной работы с воинами и воинскими коллективами.

Во-вторых, социальные перемены в обществе и Вооружённых Силах, переход к профессиональной армии, выполнение боевых задач по защите конституционного строя Республики Казахстан. Их обеспечение невозможно без педагогической культуры военных кадров.

В-третьих, создание в ВС РК органа воспитательных структур усиливают традиционные педагогические функции командиров, повышают их роль в руководстве военно-педагогическим процессом и деятельности различных специалистов.

В-четвёртых, высокие требования к педагогической культуре офицера обусловлены необходимостью учёта в учебно-воспитательной деятельности обилия новаций, таких как:

- уровень информационной подготовленности и компьютерной культуры офицеров;

- гуманитарная направленность военно-педагогической деятельности военных педагогов;

- проблемы педагогики и психологии деловых людей в системе рыночных отношений;

- готовность офицера к межнациональному общению и т.д.

Таким образом, знание проблем, связанных с педагогической культурой военного специалиста, её сущности и содержания позволяет командирам более качественно и эффективно решать задачи по обучению и воспитанию различных категорий военнослужащих в современных условиях.

Анализ теоретических и практических положений свидетельствует о том, что культуре как социально-педагогическому явлению присущи характерные особенности:

- источниками её формирования и развития являются народность, обычаи, традиции, быт, язык и пр.;

- в основе культуры лежат определённые ценности: общечеловеческие, специфические, а также сложившиеся в данной социальной среде (национальные, религиозные, региональные и другие).

Данные особенности позволяют выделить своеобразие группы, слоя культуры, понять в определённой степени те или иные ее проявления.

Для офицера важной качественной характеристикой его профессионального труда выступает педагогическая культура, которая является специфическим проявлением его общей культуры в условиях учебно-воспитательного процесса. Наряду с этим педагогическая культура офицера немыслима без наличия качеств квалифицированного военного специалиста, отлично знающего современную технику и оружие, в совершенстве владеющего ими, умеющего правильно использовать их в современном бою, твёрдо знающего и творчески применяющего основные положения воинских уставов и наставлений в повседневной жизни, в различной обстановке воинской службы.

Анализ научных исследований, изучение поведения и повседневной деятельности офицеров по обучению и воспитанию подчинённых показывает, что педагогическая культура по своей сущности является сложным интегральным динамическим образованием, отражающим определённый уровень развития личностных качеств профессиональных психолого-педагогических знаний и практических навыков, обеспечивающих высокую эффективность деятельности по обучению и воспитанию подчинённых.

В определении содержания педагогической культуры, как показывает исторический анализ научных исследований и литературных источников, за последние годы наметилось несколько подходов.

Первый подход состоит в том, что педагогическая культура рассматривается как целостное образование личности военного специалиста, реализуется в военно-педагогическом процессе и активно влияет на его содержание и результаты.

Во втором подходе педагогическая культура рассматривается как целостное педагогическое мастерство, педагогический такт, педагогическая наблюдательность и предвидение.

В третьем подходе педагогическая культура трактуется как совокупность общечеловеческих (преимущественно нравственных) качеств родителей и учителей.

В рамках четвёртого подхода педагогическая культура определяется как совокупность отдельных элементов педагогического мастерства и педагогической этики[i].

Анализ сущности педагогической культуры позволяет выделить две группы её компонентов:

1. Личностного плана–педагогическая направленность, педагогическая предрасположенность, педагогическая эрудиция, педагогическое мастерство (система педагогических знаний, педагогическая этика), педагогическое творчество.

2. Деятельного плана–педагогическое целеполагание; стиль педагогической деятельности; педагогическое общение и поведение; самосовершенствование в педагогической деятельности.

Перечисленные компоненты не могут исчерпывать всего содержания педагогической культуры, а составляют её ядро и при определённом уровне сформированности позволяют успешно совершенствовать в процессе жизни и деятельности офицера-воспитателя.

Овладение педагогической культурой – процесс сложный и длительный. Ее элементы закладываются еще в школе и в семье. Но активное овладение педагогической культурой как составным компонентом общей культуры начинается во время обучения в учебном заведении, где ее формированию способствуют быт слушателем, организация их жизни и деятельности, отношения в коллективе и в первую очередь целенаправленный педагогический процесс.

Основные компоненты педагогического процесса в учебном заведении–целенаправленная учебно-воспитательная деятельность командования, профес-сорско-преподавательского состава кафедры, самостоятельная работа студентов над усвоением содержания учебного материала, общественная работа и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.