Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вторая версия стандартов ИСО серии 9000
В 1994-1995 гг. появилась новая версия стандартов ИСО серии 9000, которая состояла из пяти основных стандартов, два из которых состояли из 4-5 частей (таблица 4.1).
Таблица 4.1 – Стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 г.
Наименование стандарта
| Область применения, содержание
| ИСО 9000-1: 1994 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества - Часть1: Руководящие указания по выбору и применению
| Разъясняет основные концепции и понятия в области качества, а также различия между ними; содержит методические указания по выбору и применению стандартов семейства ИСО 9000.
| ИСО 9000-2: 1993 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества - Часть2: Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.
| Содержит руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.
| ИСО 9000-3: 1991 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества - Часть3: Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 к разработке, поставке и техническому обслуживанию программного обеспечения
| Содержит руководящие указания с целью облегчения применения ИСО 9001 в организациях, занимающихся разработкой, поставкой, техническим обслуживанием и ремонтом программного обеспечения.
| ИСО 9000-4: 1993 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества - Часть4: Руководство по управлению программой обеспечения надежности
| Содержит методические указания по управлению программой надежности при планировании, организации и управлении ресурсами с целью производства продукции, которая будет безотказной и ремонтопригодной
| Продолжение таблицы 4.1
|
| Наименование стандарта
| Область применения, содержание
| ИСО 9001: 1994 Системы качества - Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
| Применяется когда необходимо подтвердить способность организации к управлению процессами при проектировании и производстве соответствующей продукции. Установленные требования направлены на достижение удовлетворенности потребителя посредством предупреждения несоответствий продукции на всех стадиях от проектирования до обслуживания.
| ИСО 9002: 1994 Системы качества - Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
| Применяется когда необходимо подтвердить способность компании - поставщика к управлению процессами при производстве соответствующей продукции.
| ИСО 9003: 1994 Системы качества - Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.
| Применяется когда необходимо подтвердить способность поставщика к отбору и управлению утилизацией любой несоответствующей продукции в процессе окончательного контроля и испытаний.
| ИСО 9004-1: 1994 Управление качеством и элементы системы качества - Часть 1: Руководящие указания.
| Дает описание обширного перечня элементов системы качества, относящихся ко всем этапам и видам жизненного цикла продукции с тем, чтобы оказать помощь в выборе и применении элементов, соответствующих потребностям организации.
| ИСО 9004-2: 1991 Управление качеством и элементы системы качества - Часть 2: Руководящие указания по услугам.
| Дополняет методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции в сфере услуг, описывая концепции, принципы и элементы системы качества, применимые ко всем формам предоставленных услуг. Характеристики услуги могут включать такие аспекты, как персонал, время ожидания, время поставки, гигиена, доверие и прямая связь с конечным потребителем. Оценка потребителя часто очень субъективная, является конечной характеристикой качества услуги.
| Окончание таблицы 4.1
|
| Наименование стандарта
| Область применения, содержание
| ИСО 9004-3: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества - Часть 3: Руководящие указания по перерабатываемым материалам.
| Стандарт дополняет методические указания ИСО 9004-1, касающиеся продукции из ряда перерабатываемых материалов (твердые вещества, жидкости, газы или комбинации из них (включая специфические материалы, слитки, прутки или листы)). Эта продукция обычно поставляется в таких объемных системах, как трубопроводы, барабаны, мешки, цистерны, канистры или рулоны. По своей природе перерабатываемые (объемные) материалы представляют особые трудности для проверки продукции в важных точках производственного процесса. Это повышает значимость использования статистического выборочного контроля и методик оценки, а также их применения к внутреннему контролю процесса и техническим условиям конечной продукции.
| ИСО 9004-4: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества - Часть 4: Руководящие указания по улучшению качества.
| Стандарт рекомендуется организациям, желающим повысить свою эффективность (независимо от того, внедрила ли она официальную систему качества). Стандарт описывает основные концепции и принципы, административные руководящие указания и методологию улучшения качества.
|
В основу моделей систем качества были положены двадцать элементов, и они во многом повторяли предыдущую версию (таблица 4.2). Основным их недостатком была слабая ориентация на потребителя, отсутствие требований к постоянному совершенствованию деятельности организации и применению процессного подхода. Отличия моделей систем обеспечения качества представлены в таблице 4.2.
В 1996 г. международные стандарты, описывающие требования к системам обеспечения качества, были гармонизированы с российскими стандартами. Это привело к появлению ГОСТ Р ИСО 40.001-96, ГОСТ Р ИСО 40.002-96, ГОСТ Р ИСО 40.003-96.
Таблица 4.2 - Отличия моделей систем качества
Элементы системы качества
| Присутствие элемента в
| ИСО 9001
| ИСО 9002
| ИСО 9003
| 1.Ответственность руководства
| ·
| ·
| O
| 2. Системы качества
| ·
| ·
| O
| 3. Анализ контракта
| ·
| ·
| ·
| 4.Управление проектированием
| ·
| -
| -
| 5.Управление документацией и данными
| ·
| ·
| ·
| 6.Закупки
| ·
| ·
| -
| 7.Управление продукцией, поставляемой потребителем
| ·
| ·
| ·
| 8.Идентификация продукции и прослеживаемость
| ·
| ·
| O
| 9.Управление процессами
| ·
| ·
| O
| 10.Контроль и проведение испытаний
| ·
| ·
| O
| 11.Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием
| ·
| ·
| ·
| 12.Статус контроля и испытаний
| ·
| ·
| ·
| 13.Управление несоответствующей продукцией
| ·
| ·
| O
| 14.Корректирующие и предупреждающие действия
| ·
| ·
| O
| 15.Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка
| ·
| ·
| ·
| 16.Управление регистрацией данных о качестве
| ·
| ·
| O
| 17.Внутренние проверки качества
| ·
| ·
| O
| 18.Подготовка кадров
| ·
| ·
| O
| 19.Техническое обслуживание
| ·
| ·
| -
| 20. Статистические методы
| ·
| ·
| O
| Обозначения: · - исчерпывающие требования; O - менее исчерпывающие требования; - - элемент отсутствует
Стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 г. были отменены в конце 2000 г., появилась новая революционная версия стандартов.
|