Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СИМФОНИЯ №9 ре минор






Симфония №9 (d-moll, ор. 125)—итог пути Бетхове­на как симфониста. В ней получили свое высшее выражение героические идеи его творчества, принципы его симфоничес­кого мышления. И действительно, симфония, законченная в 1824 году, явилась замечатель­ным результатом длительных творческих исканий композито­ра. В ней обобщены и сконцентрированы достижения симфо­низма Бетховена. Девятая симфония отличается от всех предыду­щих особым величием идеи и монументальностью ее воплоще­ния. Образы человечества, думы о судьбах миллионов людей, героизм музыки Бетховена находят здесь особенно углуб­ленное, философское выражение.

Десятки лет вынашивались основные идеи Девятой симфонии. Еще в начале 90-х годов Бетховен обращается к оде Шиллера, в которой его захватывает идея свободы, братства, счастья человечества. Отдельные строфы оды «К радости» использованы Бетховеном в финале оперы «Фиделио», в набросках увертюры с хором, задуманной в 1812 году. Р.Роллан называет Девятую симфонию «зеркалом», отра­зившим мышление Бетховена, зеркалом «самым правильным и самым глубоким». Это великое произведение отразило фи­лософские, этические, социальные воззрения, широкий круг волновавших композитора проблем—начиная с вопросов всемирной истории, направленности общественного развития человечества и кончая проблемами мироздания. Бетховен остался верен идее борь­бы за свободный и справедливый мир, не утратил социального оптимизма, унаследованного от революционной эпохи. Показателен сам факт обращения к стихам Шиллера — гимну свободе, созданному в канун французской револю­ции и воплотившему мечту о единении человечества на началах равенства, свободы и братства. Создавая Девятую симфонию, Бетховен на новом этапе возвращается к оде Шил­лера, сделав ее частью своей революционно-философской концепции.

Девятая симфония — произведение новаторского жанра Бетховен стремится выразить великую идею борьбы за счастье человечества в демократической, величественно-монументаль­ной форме; обращаясь к массам слушателей, он вводит в сим­фонию хор и солистов. Однако хоровой финал связан не столь­ко с потребностью конкретизировать идейный замысел слова­ми оды Шиллера, сколько со стремлением выразить идею всеобщности, коллективности в наиболее широко воздействую­щих формах. Бетховен не сразу остановился на мысли ввести в симфо­нию хор. В решении осуществить это сыграли свою роль и монументальные жанры музыки французской революции для больших хоровых и оркестровых составов; имела значение и Торжественная месса D-dur, которая была создана Бетхове­ном незадолго до завершения Девятой (1823) ив идейном от­ношении явилась своеобразным прологом к ее финалу. Таким образом, в Девятой симфонии Бетховен создает замечатель­нейший образец синтетического, вокально-инструментального симфонизма. Исполнительский состав Девятой симфонии расширен и в инструментальной своей части. Здесь усилена группа духовых инструментов: три тромбона, флейта пикколо, контрафагот. Монументальность средств воплощения, безусловно, была выз­вана самим масштабом содержания произведения, размахом его идей.



Подлинной кульминацией всего цикла, его идейным цент­ром является финал — ода «К радости». Общая направлен­ность развития продолжает идею цикла Пятой симфонии, дан­ную на новом уровне симфонического обобщения.

Л.БЕТХОВЕН УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»

Увертюра как жанр появилась в ХVII веке в творчестве итальянских композиторов. В переводе с французского это слово означает «открытие», «начало». Она звучала как призыв к вниманию, предупреждая о начале оперного спектакля. Реформатором оперы стал К.В.Глюк, который в увертюре обобщал идею и тематизм произведения.

Значение увертюр Бетховена заключается в том, что он создал классическую программную увертюру, которая стала самостоятельным жанром, раскрывающим идейно-философское содержание произведения. Бетховен написал 11 увертюр, среди которых наиболее значительными являются «Кориолан», «Эгмонт», «Прометей», «Леонора», «Фиделио». Героические сюжеты, раскрывающие тему борьбы в трагическом конфликте, привлекали композитора. Работа над музыкой к трагедии Гёте «Эгмонт» протекала в годы высшего подъема творчества Бетховена (1810 год). В этом произведении Гёте многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. Темой трагедии Гёте стала борьба народа Нидерландов за независимость в XVI веке против испанского владычества. Герой и вождь фламандцев граф Эгмонт стал жертвой коварных замыслов герцога Альбы – наместника испанского короля. Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорен к смерти. Его возлюбленная Клерхен девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает. Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращенными к народу: «За родину сражайтесь!.. за вольность, за свободу» - Эгмонт идет к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.

В увертюре «Эгмонт» Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой одночастное форме. Увертюра начинается медленным вступлением, в котором представлены две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно, изображая угнетателей-испанцев. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь испанской знати (танец-шествие сарабанда). Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба страдающего от гнета испанцев нидерландского народа. Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo. Секундовая интонация в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой страданий народа. Но ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей. Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей». Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления. Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию. Но борьба на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема испанских поработителей звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается тихим, печальным хоралом. Бетховен хотел, видимо, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры - флейты пикколо. Торжественный и ликующий характер музыки говорит о победе народа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.