Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л.БЕТХОВЕН СИМФОНИЯ №5 с moll






Симфония создавалась в период с 1806 по 1808 годов, когда ведущей темой

творчества стала героико-трагическая: композитор одновременно работал над тремя симфониями, оперой «Фиделио», 4 и 5 концертами для фортепиано, увертюрой «Кориолан». Идея напряжённой героической борьбы, в результате которой человек достигает освобождения, проводится в 5 симфонии выражена здесь в прямой, ясной форме. Драматургия симфонии отличается действенностью: «От мрака к свету, через борьбу к победе». Усиливается роль конфликтного начала между темами не только в экспозиции, но и в разработках и кодах. Через весь цикл проходит тема-лейтмотив, объединяющая все части единым замыслом.

Симфония имеет классическую четырёхчастную структуру, где

I – драматический центр, борьба человека с «судьбой»;

II – лирико-философский центр;

III – драматическое скерцо, продолжение борьбы;

IV – апофеоз победы, картина народного праздника.

Вся I часть пронизана коротким лаконичным мотивом, о котором сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Это мотив – вступление, ритмическая структура которого проходит через все части симфонии, трансформируясь по ходу развития «действия». Её значительность, властный и непреклонный характер подчёркнут унисонным звучанием и яркой динамикой. Г.П.раскрывает образ тревоги и беспокойства. Она написана в иной фактуре, звучит в высоком регистре у скрипок, содержит никнущие интонации. При этом в основе ритмической организации Г.П. – тема вступления. П.П. начинается властной призывной интонацией у валторны. Это тема лирико-песенного склада, она светла, распевна, звучит в параллельном мажоре, содержит квартовые и квинтовые ходы в мелодии, повторяющиеся закруглённые опевания и мягкие окончания фраз. При этом в басу прослеживается ритм темы вступления; неслучайно, поэтому, П.П. в ходе развития драматизируется за счёт отклонения в f moll и гармонии Ум.VII7. Мужественная, героическая тема З.П. завершает экспозицию, утверждая тональность ми бемоль мажор.

Разработка – это картина борьбы. Развитие вступает здесь в более напряжённую и динамическую фазу. Она начинается с изложения темы вступления в тональности f moll, но здесь она сокращена, её интонационная основа изменяется: появляется нисходящий м.2 мотив, меняется фактура. Дальнейшее развитие определено главенством четырёхзвучного ритмического мотива и основано на интенсивной мотивной разработке, составляющей одну из сильнейших сторон композиторского мастерства Бетховена. Г.П. начинается в тональности f moll, звучит смятенно, порывисто. Отдельные мотивы перехватываются различными инструментами. Сильнейшие динамические нарастания и интенсивное тональное развитие, постоянное повторение одного и того же мотива, который звучит теперь угрожающе, способствуют созданию колоссального напряжения борьбы.

П.П. в разработке звучит яростно и неистово, но затем её отстраняет аккордовый эпизод, напоминающий отдалённое звучание колокола (сопоставляются разные регистры). Конец разработки, основанный на теме вступления, совпадает с началом репризы: так стремительность и непрерывность развития стирает грани между разделами формы. В репризе Г.П.прерывается темой солирующего гобоя. Она звучит жалобно (никнущие м.2 интонации), отражая глубокие страдания человека, обессиленного в схватке с судьбой. П.П. в изменённой инструментовке становится более одухотворённой и нежной. Просветлённый колорит тональности до мажор, предвосхищающей финал симфонии, укрепляет героические черты в З.П. репризы. И всё же перевес явно на стороне враждебных сил, что особенно явно становится в коде I части. Она напряжённа и неустойчива. Метод развития тематического материала напоминает разработку. Г.П.звучит теперь обессилено, подавленно. Об этом свидетельствует органная квинта в глубоких басах, создающая ощущение безысходности, и жалобные малосекундовые мотивы в высоком регистре в конце фраз. Мотив «судьбы», напротив, приобрёл уверенность и силу (восходящие квартовые ходы, аккордовая фактура). Таким образом, острейший конфликт в I части не разрешается, исход драматической борьбы ещё не ясен.

II часть – новая образная сфера. Это гражданская, философская лирика. В основе два существенно различных образа. Как и Гайдн в симфонии №103, Бетховен использует здесь форму двойных вариаций. Первая тема – широкая, величавая, близкая народной песне. Интересно, что первоначально тема была задумана как менуэт, с галантными «вздохами», в размеренном темпе этого танца. В процессе работы композитор снимает все «смягчающие» тему элементы и создаёт образ строгий и сдержанный, возможно, имитируя неторопливую горделивую поступь (затакт, пунктирный ритм, опора мелодии на звуки тонического квартсекстаккорда). Мелодию ведут виолончели на фоне мягких октав контрабаса: звучание низких струнных инструментов подчёркивает всю глубину и значительность образа. Вторая тема схожа с первой: та же тональность As dur, затакт, пунктирный ритм, то же ощущение неторопливой поступи. Сначала тему мягко исполняют кларнеты, но затем происходит образная трансформация. Тема модулирует в C dur, звучит на FF, мощная звучность медных инструментов (труб и валторн) придаёт ей фанфарные черты. Таким образом, тема приобретает героический характер, звучит подобно торжественному маршу, чем предвосхищает финал симфонии (насыщенная фактура, большой диапазон).

III часть полна тревоги. Обычно её называют «скерцо», однако Бетховен не даёт такого наименования. Эта часть написана в сложной трёхчастной форме, и её функция – продолжение борьбы, которая становится ещё острее, драматичнее. Поэтому возвращается тональность c moll. В первом разделе противопоставлены две, полярных по своей сущности, темы. Первая распадается на два элемента: устремлённый, активный (восходящее движение низких струнных в унисон по звукам тонического квартсекстаккорда) и надломленный, жалобный (мягкие аккорды в высоком регистре, никнущие секундовые интонации). Это как бы вопрос и ответ, порыв и раздумье. Внезапно вторгается могучая и грозная тема «судьбы» с её «стучащим» ритмом. В новом варианте она звучит ещё более властно и категорично: вместо прежнего унисона мотив гармонизован, звучит в тембре медных инструментов (валторн), каждая сильная доля акцентируется аккордом. Это своеобразный трёхдольный марш. Темы чередуются трижды, при этом вторая становится всё более ожесточённой.

Средний раздел III части (трио) написан в тональности C dur, вносит яркий контраст и является переломным моментом всей драматургии. Стремительную, порывистую, нарочито грубоватую и угловатую тему ведут контрабасы и виолончели (по словам Г.Берлиоза, «грубая тяжеловесность этих пассажей заставляет дрожать все пюпитры оркестра»), что вносит оттенок здорового юмора, подчёркивает яркий народно-жанровый колорит. Дальнейшее развитие – это энергичное фугато, которое проходит на FF у виолончелей и скрипок. Оптимизм образов народной жизни оказывает решающее влияние на дальнейшее развитие образов. В третьем разделе возвращаются основные темы, однако, драматизм исчезает. Тема «судьбы» звучит приглушённо, в прозрачной оркестровке на pp, как далёкое воспоминание о пережитых страданиях. Без перерыва в нарастающей динамике происходит переход к IV части. Это один из самых ярким эпизодов симфонии: на фоне органного баса (создаётся ощущение смутного ожидания), подобно отдалённому гулу, звучит основной ритмический мотив, исполняемый одними литаврами (как бы поиски выхода из мрака к свету). Постепенное расширение оркестрового диапазона, жёсткие диссонансы (наложение звуков S и D на тонический органный пункт) приводит к разрешению в полнозвучную тонику до мажора.

IV часть – финал (C dur) – раскрывает образы победы, праздника и всеобщего ликования. Музыка по стилю приближается к маршам и гимнам французской революции. В сонатной форме все темы дополняют друг друга. Ведущим жанром становится марш (Г.П. и Св.П.), который оттеняется танцевальными элементами П.П. Единственным драматическим эпизодом является тема «судьбы», ритмический мотив которой звучит перед репризой и воспринимается как воспоминание о прошлом. Г.П. репризы резко отстраняет эту тему, знаменуя победу героя. Усиливается звучность медной группы оркестра (впервые Бетховен вводит здесь тромбоны, флейту-пикколо и контрафагот). Кода утверждает окончательное укрощение всех враждебных человеку сил.: на протяжении 30 тактов звучит аккорд C dur.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.