Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. Бетховен Соната “патетическая» с moll






 

Соната была написана в 1799 году и принадлежит к числу ранних сонат композитора, но среди них она самая зрелая. Сам Бетховен озаглавил её «Большая патетическая соната», подчёркивая пафос и драматизм. Она насыщена патетическими возгласами, бурными страстями, мрачными диалогами. Ромен Роллан отмечает, что «Патетическая» тесно связана с музыкальным театром. Театральность проявляется в первой части, где представлены типичные образы героических опер предреволюционного времени: конфликт между «судьбой и человеком» в музыке ХVIII века получил наиболее яркое воплощение в операх К.В.Глюка. Развёрнутое вступление с его массивной аккордовой фактурой напоминает увертюры Генделя. Кроме того, эта связь обнаруживается и в интонационных оборотах: мотив мольбы во вступлении и суровый голос «судьбы» близки трагическим интонациям оперной и симфонической музыки ХVIII века. Этим устоявшимся в музыке приёмам Бетховен придаёт в сонате новое художественное выражение. Волевой характер большинства тем, их постепенное развитие и столкновение, подчёркивают силу конфликта, упорной борьбы. Подобный, по словам Б.Асафьева, «огненный пафос», никогда не встречался в музыке предшественников.

Соната состоит из трёх частей:

I ч. – страстная и драматическая, написана в сонатной форме (c moll)

II ч. – раскрывает образы возвышенного философского раздумья, сложная трёхчастная форма (As dur)

III ч. – лирико-драматический финал, рондо-соната (c moll)

Первая часть насыщена глубокими образно-тематическими контрастами, на них основано всё драматическое движение. Экспозиции предшествует развёрнутое величественное вступление. В нём закладывается главный конфликт: между властной и грозной темой «судьбы» и робкой темой «мольбы». Именно здесь происходит первичное противопоставление образов, «расщепление» темы, размежевание её лирических и драматических элементов. Первый излагается в низком регистре тяжеловесными аккордами в остром пунктирном ритме, опираясь на гармонию Ум.VII7. Каждая фраза начинается резким sforzando, постепенно перемещаясь в более высокий регистр. Второй элемент вырастает из первого (его мелодическая основа), но звучит в параллельной тональности Es dur в высоком регистре на фоне пульсирующих аккордов. Темы неоднократно чередуются, как бы сталкиваясь между собой. Следующее за вступлением сонатное allegro полно стремительности и волевого напора. Тема Г.П. воплощает волевой, целеустремлённый образ, полный решимости и силы. Мелодия движется вверх по ступеням гаммы, развивается в большом диапазоне на фоне пульсирующих октав баса (имитация тремоло литавр). П.П. (es moll) дополняет главную партию своей активностью и устремлённостью, в основе её мелодической линии восходящее движение по звукам тонического квартсекстаккорда. При этом тема несёт в себе лирическую взволнованность: она написана в виде диалога: вопросительная интонация в низком регистре и смятенный, трепетный ответ в высоком.

В разработке открытый драматический конфликт приводит к столкновению образов. Она открывается темой вступления в тональности g moll, которая сохраняет свой драматизм, но значительно сокращена. Вся разработка невелика, но очень динамична. Она состоит из двух разделов: первый основан на интенсивном тональном и интонационном развитии элементов Г.П. (начинается в тональности e moll, мелодия насыщается скачками на ч.4, ув.5.) и темы «мольбы» из вступления, второй нагнетает неустойчивость и готовит репризу, в которой так же есть черты разработочности. Развязка конфликта дана в коде I части. Тема вступления утратила свой грозный характер и волевую собранность, стала бессильной, жалкой. Она переместилась в высокий регистр, фразы её разорваны долгими паузами, начинаются со слабой доли. Ярче становится скорбная выразительность «падающих» слабых окончаний, а поступенно спускающиеся ходы лишены энергии и активности. Сила «судьбы» покорилась воле героя. Завершается I часть мощными аккордами темы Г.П.



II часть - прекрасный образец строгой и возвышенной лирики Бетховена. Музыка, полная благородства и простоты, передаёт серьёзность раздумий, осмысление пережитого. Певучая мелодия широкого диапазона, звучащая в тональности As dur в «альтовом» регистре, мягкие фигурации в среднем голосе и выразительная линия баса создают ощущение благостного покоя. Второе проведение темы дано октавой выше и напоминает звучание скрипок. Особая простота мелодии сближает её с народной песней. Небольшой средний раздел, написан в тональности as moll, вносит контраст: пульсирующий триольный ритм, диалог верхнего и нижнего голосов создают образ тревоги и беспокойства (воспоминание о борьбе) и приводят к вспышке героических чувств (модуляция в тональность E dur). Возвращение первой, спокойно-торжественной темы в основной тональности, в которой от темы среднего раздела сохранился триольный ритм, воспринимается как восстановление покоя и умиротворения.

Ш часть сонаты – драматический финал, написанный в форме рондо-сонаты. По своему образному строю он отчасти перекликается с музыкой I части. Однако здесь нет возврата к её драматическому пафосу. Ведущую роль здесь играет тема Г.П, в которой органично сплетаются мятежность порыва и танцевальность: она начинается с восходящего затактового мотива, в основе которого движение по звукам тонического квартсекстаккорда (сходство с темой П.П. I части). П.П. - моторная активная тема, которая звучит в параллельном мажоре. Ярким контрастом выделяется эпизод в разработке – это мир спокойных философских раздумий. Музыка данного эпизода воспринимается как продолжение лирико-философской линии II части, неслучайно, тема эпизода тоже написана в тональности As dur. В ней сочетаются полифонический склад и черты хоральности. Крупные длительности и квартовые ходы в мелодии сообщают теме уверенность и величавость.

Кульминация финала дана в коде: она полна динамических контрастов, здесь снова звучат волевые интонации призыва к борьбе и мужеству.

В «Патетической» сонате наряду с тональными связями и единством образного содержания проявляется теснейшее мотивное объединение медленного вступления с сонатным allegro I части и финалом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.