Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петербург, 1909






MKKKKKKKKN
I? 0? @? 8? @J
I@? @? @#$? J
I? @? $? @#@J
I@? @? @? @? J
I? @? "? @? @J
I"? @? @? @! J
I? @-@? "? 6J
I@? @? @? @? J
PLLLLLLLLO

Ход черных.

Гроссмейстер Шпильман, проигравший Рубинштей­ну позицию на диаграмме 277 впоследствии написал: " Я счи­тал бы необходимым поместить этот эндшпиль в каждый шах­матный учебник". Далее в скоб­ках мы будем давать комментарии Шпильмана к некоторым ходам этой партии. Итак, у белых – четыре островка, все пешки изолиро­ванные, т.е. очень слабые. У черных - два островка. Выигрыш черных затрудняется тем, что пешка " d" - изолирован­ия, а на королевском фланге одна из черных пешек сдвоен­ная, что в определенной степе­ни ее обесценивает. Тем более впечатляет, с каким мастер­ством Рубинштейн доводит окончание до победы.

1.... Ла8 2. Лс3 (Шпиль­ман: " Как правило, надо пы­таться ставить ладью позади проходной пешки. Однако этот маневр выгоден, если проход­ная пешка уже достигла сере­дины доски или перешла ее. В последнем случае ладья, распо­ложенная за проходной пеш­кой, имеет достаточно свободы для маневрирования, в то вре­мя как в других случаях ладья этой свободы почти не имеет. Например, сейчас 2. Ла2 совер­шенно бы парализовало игру белых после 2.... Ла4! 3. Kpg3 Кре7! [ но не 3.... Л: d4? ввиду 4. а4 Лс4 6. а5 Лс7 6. а6 Ла7 7. Kpf4 Кре7 8. Кре4 Кре6 9. Kpd4, и белые без труда достигают ничьей ] 4. Kpf3 Кре6 5. Кре4 d5+ 6. Кре3 Kpf5, и черные вы­игрывают. После сделанного бе­лыми хода их ладья имеет зна­чительно больше свободы). 2.... Ла4 8. Лd3 Кре7 4. Kpg8 Кре6 5. Kpf3 Kpd5 6. Кре2 (Проход­ная белая пешка " а" не позво­ляет черным разменять ладьи).

6.... g5 7. Лb3 (Если теперь 7.... Л: d4, то 8. Лd3, если же 7.... Kp: d4, то 8. Лb7) 7.... f6! (Если теперь 8. Лb7 Л: а3 9. Л: g7, то после 9.... Л: h3 пеш­ка " d" все равно не может быть защищена) 8. Кре3 Крc4 9. Лd3 d5 10. Kpd2 Ла8 (Черный ко­роль приблизился к пешке " а", белые фигуры отброшены. На­ступил момент, когда черная ладья может перейти от защиты к нападению). 11. Крс2 (На 11. Кре3 последует 11.... Лb8 с быстрым выигрышем одной из пешек). 11.... Ла7 12. Kpd2 Ле7! (В итоге этих маневров бе­лые вынуждены отдать одну из пешек без всякой компенсации) 13. Лс3+ (Если 13. Ле3, то 13.... Лb7!; если же 13. Крс2, то 13.... Ле2+ 14. Лd2 Л: d2+ 15. Kp: d2 и теперь не 15.... Kp: d4, a 15.... Крb3!) 13.... Kp: d4 14. a4 Ла7 15. Ла3 Ла5! (Мы ви­дим, с какой осмотрительно­стью нужно предупредить каж­дое движение проходных пешек противника. Это необходимо, чтобы не дать ему контратаки или шансов, которые могут ус­ложнить реализацию достигну­тых преимуществ) 16. Ла1 Крс4 17. Кре3 d4+ 18. Kpd2 Лf5 19. Kpe1 (Белые не могут отдать пешку " f", после потери которой выигрыш достигался совсем просто). 19.... Kpb4 20. Кре2 Кра5 (Теперь ладья чер­ных совершенно свободна для атаки, что равносильно концу. Плохо было бы, 20.... Ла5, так как после 21. Kpd3 партия за­канчивается вничью). 21. Ла3 Лf4 22. Ла2 Лh4 (Выигрывая вторую пешку. На 23. Ла3 по­следует 23.... Крb4!) 23. Kpd3 Л: h3+ 24. Kp: d4 Лh4+ 25. Kpd3 Л: а4 26. Ле2 Лf4. Белые сда­лись.

В позиции из партии Шлехтер - Рубинштейн (диагр. 278) у белых три островка (при­чем две пешки - связанные), у черных — два островка (пешки связанные). Кроме того, чер­ный король расположен ближе к центру и очередь хода - за черными. Все это определяет большое позиционное преимущество черных, которое Рубинштейн четко доводит до победы.

278 Шлехтер – Рубинштейн

Сан-Себастьян, 1912

MKKKKKKKKN
I? @? @? @? @J
I$? @? 8#@? J
I? $/@? @#@J
I@? @? @? @#J
I? @? @? @? @J
I@? "? "? @? J
I! "? @? @? " J
I@5@? @?.? J
PLLLLLLLLO

Ход черных.

1.... Ле6 2. Ле1 Лf6 (с угрозой 3.... Лf2) 3. Ле2 Kpe6 4. Крс2 Кре5 5. с4 (Пассивная тактика белых не спасет, единственный шанс - организовать проходную на ферзевом фланге) 5.... Кре4 6. b4 g5 7. Кре3 g4 8. с5 h4 9. Лg2 Лg6 10. Крc4 g3 11. hg hg 12. Kpb5 bc 13. bc Kpf3! (Разумеется, не 13.... Кр: е3? При взаимных проходных пешках дорог каждый темп) 14. Лg1 а6+. Просто и убедительно! Белый король, должен отступить, и пешка " с" не может двинуться вперед. Белые сдались.

Очень поучительный эндшпиль выиграл Флор у Видмара (диагр. 279). У белых - два островка (по две связанные пешки), у черных - три островка (две пешки - изолированные). Черная ладья связана защитой пешки а6 и стоит пассивно. Задача белых - прорваться королем к черным пешкам или королевского фланга, или ферзевого.

279 Флор – Видмар

Ноттингем, 1936

MKKKKKKKKN
I? @? @? @? @J
I0? @? @? @? J
I#@#8? @#$J
I.? @? @? @? J
I? "? @? 6? @J
I"? @? @? @? J
I? @? @? @! " J
I@? @? @? @? J
PLLLLLLLLO

Ход белых.

1. h4 Кре6 2. Kpg4 Ла8 3. h5! g5 (Или 3.... gh 4. Кр: h5 Лg8 5. g4) 4. g3 Ла7 5. Kpf3 Ла8 6. Кре4 Ла7 7. Ле5+! (Пос­ле этого шаха черный король должен сместиться на один из флангов и пропустить белого коллегу на противоположный) 7.... Kpd6 (Или 7.... Kpf6 8. Лс5 Лc7 9. Ла5 Ла7 10. Kpd4) 8. Лe8 с5 (После размена ладей пешечный эндшпиль выигран для белых) 9. Лd8+ Крс6 (В случае 9.... Крс7 10. Лh8 cb 11. Лh7+ Крb8 12. Л: а7 Кр: а7 13. ab Kpb6 14. Kpf5 белая пешка " h" первой вступает на диагональ a1-h8) 10. Лс8+ Kpb6 11. Л: с5 Лh7 12. Ле5 Крc6 13. Ле6+ Kpb5 14. Kpf5 Лf7+ 15. Лf6. Черные сдались.

Дополнительные ничейные ресурсы

В ладейных эндшпилях даже в худших позициях имеется много защитительных ресурсов. Кроме улучшения пози­ции ладьи и короля, что рас­сматривалось в разделе " Актив­ность ладьи и короля в ладейном эндшпиле", разберем еще несколько практически важных приемов с примерами из гросс­мейстерских партий.

а) Образование и продвиже­ние проходной пешки.

Один из наиболее рас­пространенных и надежных способов защиты в ладейных эндшпилях - образование про­ходной пешки или отвлекаю­щее продвижение уже имею­щейся проходной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.