Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы семинарских занятий
Семинарское занятие № 1 Социология как наука План
1. Понятие социологии, ее объект и предмет. 2. Структура социологического знания. Законы и категории социологии. 3. Функции и методы социологии. 4. Место социологии в системе наук об обществе. Доклады: 1. Значение и роль социологии в обществе. 2. Парадигмы социологии (структурно-функциональная парадигма; парадигма социального конфликта; парадигма символического интеракционизма). Анализ статьи: 1. Бродецкая Ю.Ю. Предпосылки становления социологии: в поисках статуса «научности» // Вісник Дніпропетровського університету. Серія: Філософія. Соціологія. Політологія. – 2009. – Випуск 19. - С.214-219. https://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/FSP/2009_19.pdf 2. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2007. - № 9(281). – С.5-16. https://www.ecsocman.edu.ru/data/217/936/1223/Toshenko_2.pdf
Основные понятия: «Теория среднего уровня» - теория, являющаяся промежуточной между малыми рабочими гипотезами повседневной исследовательской практики и всеобъемлющими теориями, включающими в себя главную концептуальную схему, благодаря которой надеются выявить очень большое число эмпирически наблюдаемых стереотипов социального поведения. Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентом, кто представляет собой объект социологического исследования. Генеральная совокупность – совокупность, на которую социолог хочет распространить выводы исследования. Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Макросоциология – область социологического знания, изучающая крупные элементы социальных структур, их состояния и взаимодействия. Микросоциология – область социологического знания, изучающего преимущественно межличностные, внутригрупповые и повседневные взаимодействия людей. Парадигма – единая система теоретических воздействий, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода. Пилотажное исследование – пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества социологического инструментария. Прикладная социология – это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность выборки означает, что с некоторой погрешностью можно отождествить установки на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков их действительным распределениям генеральной совокупности. Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления. Социальное – свойство, имманентно (внутренне) присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения. Социология - наука, изучающая функционирование и развитие общества как социальной системы в целом через ее составные элементы: личности, социальные группы, институты, их отношение и взаимодействие. Теоретическая социология – высший уровень социологического знания, обобщающий данные эмпирической социологии. Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое социология и каковы ее функции? 2. Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука? 3. В чем сущность современных дискуссий о предмете социологии? 4. Какова внутренняя структура социологического знания? Какие уровни социологического знания принято выделять в современной социологии? 5. Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании? 6. Почему социологию называют междисциплинарной наукой? 7. Какую роль в общественном развитии играет социология? 8. Общая характеристика социологического исследования: структура, типы. 9. Выборка в социологическом исследовании, проблемы надежности и репрезентативности результатов исследования. 10. Какие основные виды социологических исследований Вам известны? 11. Документы как источник социальной информации. 12. Как применяется метод наблюдения, и каковы его основные разновидности? 13. Какие виды опроса используются при проведении социологических исследований, каковы их особенности? 14. С какой целью используется метод социального эксперимента?
Дополнительная литература: 1. Доган М. Социология среди социальных наук / М. Доган // Социологические исследования. - 2010. - № 10. - С. 3-14. https://www.ecsocman.edu.ru/data/2011/02/22/1214890308/Dogan.pdf 2. Докторов Б.З. Творцы опросов второй половины ХХ века: опыт «оперативного» историко-биографического анализа / Б.З. Докторов// Социологический журнал. - 2007. - №1. - С. 5-38. https://www.isras.ru/files/File/Sociologymagazin/01_Doktorov.pdf 3. Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. - 2008. - № 4. - С. 3-15. https://www.ecsocman.edu.ru/data/040/633/1219/1.pdf 4. Карепова С.Г. Классики социологической мысли о категории социального взаимодействия / С.Г. Карепова // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 6. - С. 212-218. 5. Костенко Н., Макеев С. Место и время социологии / Н. Костенко, С. Макеев // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. - № 1. – С.11-32. 6. Кошелев А.В. Эволюция представлений о социальном - важное условие уточнения предмета социологии / А.В. Кошелев // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 134-139. https://www.ecsocman.edu.ru/data/397/460/1224/Koshelev.pdf 7. Кутуев П. Социология: исторические истоки и современные трансформации / П. Кутуев // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2009. - № 3. - С. 183-206. 8. Кюэн Ш.А. В каком состоянии находится социология? / Ш.А. Кюэн // Социологические исследования. - 2006. - № 8. - С. 13-20. https://www.ecsocman.edu.ru/data/784/784/1219/Sotsis_08_06_p13-20.pdf 9. Мельникова О.Т. Методики и техники фокус-группового исследования / О.Т. Мельникова // Социология: 4М. – 2007. - № 24. - С. 7-28. https://www.isras.ru/files/File/4M/24/Melnikova.pdf 10. Рогозин Д.М. Влияние пола респондента на результативность телефонного опроса / Д.М. Рогозин // Социология: 4М. – 2006. - № 22. - С. 77-89. https://www.isras.ru/files/File/4M/22/Rogozin.pdf 11. Трепачко Д.Ю. Особливості застосування контент-аналізу в дослідженнях новинних повідомлень ЗМІ / Д.Ю. Трепачко // Вісник НТУ України «Київський політехнічний інститут». Політологія. Соціологія. Право. 2010. - №1(5) – С. 56-61. https://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/VKPI/Soc/2010_1/index.htm 12. Якушева А.А. Формирование выборки: поиск новых возможностей / А.А. Якушева // Социологические исследования. – 2007. - № 8. – С.90-96.
Семинарское занятие № 2
|