Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности восприятия и осмысления труда взрослых детьми дошкольного возраста






 

В рамках данного исследования важно рассмотреть особенности восприятие взрослого ребёнком дошкольником. Восприятие ребёнком взрослого и его деятельности является не только важным условием удовлетворения потребности ребенка в общении, но и в познании, деятельности. Уже к концу первого года жизни взрослый выступает для ребенка не только как человек, способный удовлетворить органические потребности, но и как руководитель ориентировки в окружающем мире.

Согласно исследованиям А.Г.Ананьева, одной из важных предпосылок формирования у ребенка трудовой деятельности, умение действовать с предметами, орудиями труда — являются изменения, происходящие в сенсорной и моторной сферах ребенка [2]. Ученый утверждает, что уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза. Во многом эти «преобразования» объясняются тем, что с ранних лет видит действия, которые совершает взрослый человек. Сам смысл трудовых действий ребенку еще не понятен, но главное состоит в том, что ребенок хочет выполнить трудовые действия, для него они являются привлекательными.

В дошкольном возрасте появляется способность оценивать деятельность другого человека (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин). Учитывая эту особенность, можно говорить о формировании у детей интереса к трудовой деятельности взрослого, ее результатам, представление о своих возможностях в плане ее осуществления.

В трудовой деятельности, которая направлена на достижение результата полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, удовлетворение от выполнения своих обязанностей. По мнению П.М.Якобсон, чувства ребенка к возрасту пяти лет теряют ситуативность, становятся более глубокими по своему смыслу. В это период формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет ребенка переживать за результаты своей деятельности, предвидеть реакцию людей на то или иное действие. Старший дошкольник может предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты совей деятельности [37].

Изучение психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, специфика развития мотивационной, когнитивной, эмоциональной, поведенческой, чувственной сфер, позволяют говорить об определяющем влиянии труда взрослых на формирование личности.

Анализ психологических исследований позволяет говорить о том, что процесс познания ребенком мира взрослых, его активная включенность в сферу этих взаимоотношений, происходит на протяжении всей жизни ребенка, претерпевая изменения на каждом этапе развития. Но именно в дошкольном возрасте формируются первые устойчивые отношения ребенка с миром взрослых, которые носят последовательный характер. В связи с этим нами были определены этапы и уровни восприятия и осмысления ребенком мира взрослых. Этапы восприятия и осмысления ребенком мира взрослых представлены в рис.1.

Запечатление Отражение Подражание Идентификация

Рис.1.1– Этапы восприятия и осмысления ребенком мира взрослых

В соответствии с выделенными этапами определены уровни восприятия ребенком мира взрослых:

1 уровень – уровень наблюдений. Этот уровень характеризуется тем, что взрослый человек является центром ситуации развития ребенка. Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании, общении, деятельности. Именно на этом уровне ребенок наблюдает за действиями, которые совершает взрослый человек. Но смысл этих действий ребенку еще не понятен. В контексте этой социальной ситуации развития у ребенка появляется желание выполнять различные трудовые действия, так как для него они являются привлекательными.

2 уровень - уровень узнавания. На этом уровне у ребенка возникает важная социальная потребность – потребность в общении со взрослыми, возникает первый вид деятельности ребенка – деятельность в общении, где предметом становиться взрослый человек (М.И.Лисина). У ребенка возникает и развивается устойчивый интерес к предметному миру, к действиям с предметами. Во многом это обусловлено возникновением манипулятивной деятельности с предметами, в процессе которой ребенок стремиться к достижению результатов и к получению оценки его действий взрослым. таким образом, дошкольник постепенно осваивает орудийные действия, которые являются важной предпосылкой формирования трудолюбия.

3 уровень – уровень отношений. Это уровень можно охарактеризовать как ситуацию совместной деятельности ребенка и взрослого на основе сотрудничества. В этом смысле важна система устойчивых отношений, которая складывается к этому периоду. Ребенок осознает цели труда взрослого человека. Осознавая цели деятельности взрослого человека, у ребенка постепенно формируется уважительное отношение к труду взрослых, знания и представления об их деятельности.

4 уровень – уровень деятельности. Ребенок, подражая взрослому, проявляет трудолюбие в самостоятельной элементарной трудовой деятельности. Складывается устойчивая система отношений «ребенок – взрослый» [24].

В педагогической науки вопрос о влиянии мира взрослых на развитие личности ребенка – дошкольника, воспитание его личностных качеств, исследования таким учёными как З.И.Борисова, В.И.Глотова, О.В.Дыбина, Р.И.Жуковская, С.А.Козлова, С.М.Котлярова, Н.М.Крылова, М.В.Крулехт, В.И.Логинова, Е.И.Радина, Т.И.Тарабарина, А.Г.Тулегенова, А.Ш.Шахманова и др.). В исследованиях учёных мир взрослых, ознакомление с ним рассматривается как:

- объект изучения для ребенка (Р.И.Жуковская, А.Е.Лагутина и др.);

- носитель творческого начала(С.А.Козлова, О.В.Дыбина и др.);

- источник знаний об окружающем мире, в том числе и о труде взрослых(Р.С.Буре, С.М.Котлярова, Н.М.Крылова, М.В.Крулехт, В.И.Логинова, Л.А.Мишарина, М.М.Стрекаловская и др.);

- сфера отношений, где взрослый выступает организатором и партнером в совместной трудовой деятельности с дошкольником(Р.С.Буре, В.И.Глотова, Е.И.Радина, Д.В.Сергеева и др.);

- сфера отношений, в процессе которой взрослый приобщает ребенка к самостоятельной трудовой деятельности (Т.И.Тарабарина, А.Г.Тулегенова, А.Ш.Шахманова и др.) [30].

Так, в исследованиях С.А.Козловой, О.В.Дыбиной мир взрослых представлен как носитель творческого начала, способов поведения и деятельности, который ярко раскрывается детям при ознакомлении с предметами как продуктами творческой мысли человека – труда. В данном исследовании было доказано, что творческое начало взрослого становиться ориентиром для ребенка, если оно действенно побуждает ребенка взаимодействовать со взрослыми, подражать ему, принимать его способы действия и поведения.

А.Г.Тулегенова полагает, что воспитанию у дошкольников положительного отношения к труду, способствуют следующие условия: эмоциональная насыщенность средств и методов воспитания, специальные методы воздействия на детей, затрагивающие эмоциональную сферу [27].

В исследовании А.Ш.Шахмановой, посвященному воспитанию положительного отношения к человеку — труженику, отмечается, что ориентация ребенка на образ взрослого, как на образец поведения, нравственный эталон возможны при раскрытии им эмоционально- привлекательного образа трудящегося человека. Исследователь подчеркивает, что уже в течение периода дошкольного детства ребенок ориентируется на взрослого, как на образец поведения. А.Ш.Шахманова определяет следующие условия, при которых у детей среднего дошкольного возраста можно сформировать положительное отношение к человеку – труженику:

- формирование положительного отношения к обобщенному образу человека – труженика путем поэтапного раскрытия детям эмоционально- привлекательных образов конкретных людей труда;

- учет специфики уровней приближенности взрослого по отношению к ребенку;

- построение педагогического процесса на основе сопоставления положительных и отрицательных нравственных норм [35].

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет нам рассматривать мир взрослых как особую социальную среду развития дошкольника, включающую в себя родителей, воспитателей, близких для ребенка людей, находящихся с ним во взаимодействии, в ходе которого ребенок, ориентируясь на них как образец, выстраивает свою деятельность и поведение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.