Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)




- явл-ся Федеральным органом исполнительной власти, осущ-щим ф-ции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также ф-ции органа валютного контроля

Структура: руководитель, заместители руководителя (2), управления по основным направлениям деят-ти (10) в структуре централизованного аппарата

Полномочия:

- осущ-ют контроль и надзор:

а) за использованием средств Федерального Бюджета

б) за использованием средств гос-ных внебюджетных фондов; материальных ценностей, находящихся в федеральной собств-сти

в) за соблюдением валютного закон-ва

г) за соблюдением требований бюджетного закон-ва

- осущ-ют ф-ции главного распорядителя и получателя средств Федерального Бюджета, предоставленных на содержание службы и реализацию ф-ций

- производство по делам об админ-ных правонарушениях в пределах своей компетенции

- осущ-ют сбор, накопления и обработку отчетности и иной документации в установленной сфере деят-ти.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право:

проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций и др.

 

24.Понятие, содержание, функции бюджета.

По российскому законодательству бюджеты разделяются на государственные и местные.Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ (часть первая) к государственной собственности в РФ относится имущество, принадлежащее на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составля­ют государственную казну Российской Федерации, казну рес­публики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А в ст. 215 ГК указано, что имущество, принадлежащее на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также другим муни­ципальным образованиям, является муниципальной собствен­ностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприяти­ями и учреждениями, составляют муниципальную казну соот­ветствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.



Из этого следует, что государственные бюджеты формируют­ся на уровне Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей. Местный бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административно-территориальных образований.

Независимо от уровня формирования бюджет (государствен­ный и местный) можно рассматривать в трех аспектах:

1) бюджет как экономическая категория; 2) бюджет в матери­альном смысле; 3) бюджет как правовая категория.

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределе­нием и использованием бюджетных фондов разного уровня,

В материальном смысле бюджет представляет собой цен­трализованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюд­жета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансиро­вании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.



Бюджет как правовая категория является основным финан­совым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей терри­тории, утверждаемым соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:

во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают практиче­ски все области и сферы экономического и социального разви­тия.

Во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществля­ется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается госбюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смене, полностью проходят по расходной части соответствующего бюд­жета (в зависимости от подчиненности).

Определение в БК РФ со­гласно которому бюджет представляет собой «форму образова­ния и расходования денежных средств для обеспечения функ­ций органов государственной власти».

С учетом изложенного бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использова­ния централизованного денежного фонда разного уровня, ут­верждаемый соответствующими представительными органа­ми государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства.

Основнымифункциями бюджетов являются:

— распределительная функция бюджета;

— перераспределительная функция ВВП;

— регулирующая функция;

— стимулирующая функция;

— социальная функция;

— функция планирования;

— функция организации;

— контрольная функция.

 

25.Бюджетное право. Бюджетные правоотношения.

В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением финансового права – бюджетным правом.

Бюджетное право – центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью. БП – это раздел финансового права, состоящий из юридических норм, регулирующий общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

Бюджетное право отличается от других институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что: а) бюджетное право регулирует отношения РФ, её Субъектов и МО, и соответствующих представительных и исполнительных органов.

Б) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе Субъектов) и МО, имеющих общее значение для соответствующей территории.

Т.о. бюджетное право регулирует –

- бюджетное устройство РФ;

- структуру доходов и расходов бюджетной системы;

- компетенцию РФ, Субъектов и МО в области бюджета;

- бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

Источники БП – Конституция РФ (ст.ст. 71, 72), закон РФ «об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», ФЗ «об общих принципах организации МСУ в РФ», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, а также Бюджетный кодекс РФ, принятый 31 июля 1998г. и введенный в действие с 1 января 2000г.

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений.

Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъективного состава:

а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории.

Б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства.

В) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства, государственные или МО, или соответствующие органы государственной власти и МСУ, представляющие их интересы.

Бюджетные правоотношения как и нормы бюджетного права могут быть процессуальными и материальными.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1) государство и его территориальные подразделения (все субъекты и т.д.);

2) органы государственной власти и МСУ (представительные, исполнительные).

 

26.Источники бюджетного права. Бюджетное законодательство.

Источники бюджетного права. Среди источников бюджетного права РФ прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и прин­ципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяю­щие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114, уста­навливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюд­жета и контроля за его исполнением, ст. 132 о бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого и конститу­ционные нормы более общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

Ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете также, помимо конкретных показателей доходов и расходов, со­держат правила общего значения, т.е. нормы бюджетного права.

Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. определяют основные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муници­пальных образований и органов местного самоуправления, их вза­имоотношениях с органами государственной власти.

В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадле­жит важная роль в практической организации бюджетной дея­тельности государства.

Приведенные примеры федеральных законов и других норма­тивных актов далеко не исчерпывают всего их перечня, действую­щего в настоящее время.

Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права

Бюджетный кодекс РФ – впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г. Впоследствии в него неоднократно вносились изменения и дополнения. В настоящее время Кодекс действует в редакции ФЗ от 27.07.2010.

В соответствии с преамбулой, БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой, оказать воздействие на формирование непротиворечивого бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов ОМСУ.

В БК РФ входят сл. части:

1 – Общие положения (содержит правила о бюджетном законодательстве РФ и бюджетных полномочиях всех уровней публичной власти);

2 – Бюджетная система РФ (содержит разделы, регулирующие бюджетное устройство РФ, доходы и расходы бюджетов, их сбалансированность);

3 – Бюджетный процесс в РФ (содержит разделы, предметом регулирования которых выступают участники бюджетного процесса, их полномочия; составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; их последующее исполнение; кроме того, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности; государственный и муниципальный фин. контроль);

4 – Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (данная Часть содержит правила о мерах принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ и основаниях их применения к нарушителям; полномочия органов, исполняющих бюджеты в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства; конкретные виды правонарушений в области бюджетного права);

5 – Заключительные положения.. На протяжении периода действия БК РФ его нормы продолжают уточняться и совершенствоваться, отражая предпринимаемые в последнее время реформы (административные и бюджетно-финансовые). Значительные изменения и дополнения, в частности, были внесены ФЗ от 26 апреля 2007 № 63-ФЗ. Он уточнил понятия бюджетного права (оставил лишь экономические их признаки), круг его субъектов и их компетенцию, Новеллой стало правило о рассмотрении проекта федерального бюджета не в четырех, а в трех чтениях. Предусмотрено постепенное вступление некоторых норм названного ФЗ в действие с момента опубликования до 1 января 2011 года включительно (ст. 5 ФЗ № 63).

 

 

27.Бюджетная система РФ.

27.Бюджетная система РФ.

Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

 

Бюджетная система– это совокупность бюджетов государств, административно—территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, которые существуют в стране

 

Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно—территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

 

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

 

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

 

3) местные бюджеты, в том числе:

 

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт—Петербурга;

 

б) бюджеты городских и сельских поселений.

 

28.Бюджетное устройство РФ.

28.Бюджетное устройство РФ.

Согласно БК РФ под бюджетным устройством понима­ется организация бюджетной системы и принципы ее постро­ения. Как видно из определения, бюджетное устройство вклю­чает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы.Бюджетная система любого государства определяется госу­дарственным и административно-территориальным устройст­вом (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным.

Россия является федеративным государством. В связи с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюдже­тов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.

БК РФ определяет бюджетную систему как осно­ванную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территори­альных образований Российской Федерации.

Исходя из особенностей государственного и административ­но-территориального устройства (деления) Российской Федера­ции, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов:

1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);

2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев

3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах.)

Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации являютсяпринципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается еди­ной правовой базой; едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ; единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы.

Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается дву­мя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджеты, и расходов, отно­симых на соответствующий бюджет. Полнота структуры бюд­жетной системы показывает, насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует государственному и адми­нистративному устройству (делению) Российской Федерации как основному критерию своего обоснования.

Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от других денежных фондов.

Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечи­ваться реальными поступлениями денежных средств в бюдже­ты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходив, включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление должно гарантироваться государством.

Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в за­конодательстве, обеспечивается наличием собственных источ­ников доходов и правом определять направления их использо­вания и расходования.

Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечива­ется, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюдже­тов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошед­шего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкрет­ных показателей бюджетов и итогов их исполнения.

 

 

29.Понятие и состав бюджетной классификации.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал