Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и состав бюджетной классификации.






Бюджетная классификация является одним из трех элементов бюджетного устройства РФ наряду с бюджетной системой РФ и принципами бюджетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК РФ):

Классификацию доходов бюджетов (ст. 20 БК РФ).

Классификацию расходов бюджетов (ст. 21 БК РФ).

Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов (ст. 23 БК РФ).

Классификацию операций сектора государственного управления (ст. 23.1 БК РФ).Содержание бюджетной классификации

Научный подбор показателей группировки бюджетных доходов и расходов должен учитывать многие факторы, определяющие формирование и использование средств, давать представление о составе и источниках формирования бюджетов, о структуре и направлениях расхода бюджетных средств, о территориальных, ведомственных и социально-экономических резервах формирования и расходования ресурсов, охватывать другие процессы, происходящие в бюджетной системе.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации позволит видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике и в обществе.

Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы обэффективности бюджетной системы и сформулировать предложения на ее реформирование или на целенаправленное, экономичное и эффективноеиспользование бюджетных ресурсов.

Детализация группировки доходов и расходов облегчит проводку бюджетных данных, упростит контроль за исполнением бюджетов и целевым расходованием финансов.

Кроме того, в условиях широкой самостоятельности всех звеньевбюджетной системы это позволит использовать единые подходы к составлению и применению в практике всех бюджетов единых показателейи форм документации по учету и отчетности.

 

 

30.Состав доходов бюджетов.

Первоначально БК РФ определял доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соот. с зак-вом РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, субъектов РФ и органов МСУ. Впоследствии данное определение утратило юридические признаки, в редакции ФЗ от 26.04.2007 акцент был сделан на экономической стороне понятия: доходы бюджета определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соот. с БК РФ источником финансирования дефицита бюджета.

Все предусмотренные зак-вом доходы бюджетов по социально-экономическому признаку делятся на неск-ко групп:

1) доходы, поступающие от предприятий и других организаций различных форм собственности;

2) доходы от использования государственного и муниципального имущества;

3) доходы от государственной внешнеэкономической и иной деятельности; 4) поступления от личных доходов граждан. Такая группировка имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны.

БК РФ (ст. 41) выделяет виды доходов бюджетов в зависимости от их формы:

1) налоговые (т.е. от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним);

2) неналоговые (доходы от использования гос. и муниц. имущества, от его продажи, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия), средства самообложения граждан и др.);

3) безвозмездные поступления (дотации, субсидии, субвенции из других бюджетов бюджетной системы РФ и иные межбюджетные трансферты; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования).

В зависимости от порядка зачисления в бюджет в теории ФП выделяют доходы закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы бюджетов – это доходы, которые в соот. с зак-вом полностью или в твердо фиксированной доле (в на постоянной основе закреплены за соот. бюджетом. БК РФ называет их «собственными доходами бюджетов» (ст. 47). В отличие от закрепленных доходов, регулирующие передаются в опр. бюджет не на постоянной основе, а на конкретный бюджетный период (напр., год) в целях сбалансирования его доходов и расходов. Это доходы, полученные бюджетом нижестоящего уровня для обеспечения его сбалансированности из средств вышестоящего бюджета (это межбюджетные трансферты).

Доходы бюджетов распределяются в бюджетной системе в зависимости от сл. критериев:

1) уровень (вид) налогов (федеральные налоги закрепляются за федеральным бюджетом, региональные – за бюджетами субъектов РФ, местные налоги – за местными бюджетами). Однако ФЗ могут устанавливаться нормативы отчисления части федер. налогов в бюджеты субъектов РФ. В отд. случаях федер. источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (напр., госпошлина - частично).

В свою очередь, зак-во субъектов РФ вправе закреплять свои доходные источники за местными бюджетами.

2) форма собственности используемого или продаваемого имущества (федеральная государственная, государственная субъектов РФ, муниципальная);

3) уровень подчиненности бюджетного учреждения, оказывающего услуги населению;

4) характер нарушенного зак-ва РФ. Так, штрафы за нарушение законодательства, регулирующего наиболее важные общест. отношения, подлежат зачислению в федер. бюджет по нормативу 100%. Это зак-во о конст. строе, гос. власти РФ, обороне и безопасности гос-ва, гос. границе, обороте наркотических и психотропных веществ, об экспорт. контроле, банковской деятельности, антимонопольное зак-во, валютное, таможенное, бюджетное (в части ФБ), уголовное (в части преступлений против основ КС и безопасности гос-ва, гос. власти РФ, мира и безопасности человечества), уголовно-проц.

 

 

31. Источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

 

 

34.Межбюджетные отношения: понятие, принципы.,

Межбюджетные отношения- это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов

Межбюджетные отношения- бюджетные отношения между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органов местного самоуправления

Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют по существу основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти и управления выполняют свои представительные и исполнительские функции с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней

Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах. В условиях бюджетного федерализма наиболее важными из них являются следующие: 1. транспарентность (ясность, прозрачность, гласность) межбюджетных отношений; 2. взаимная ответственность сторон за исполнение межбюджетных обязательств; 3. четкая нормативная регламентация, исключающая возможность торга и субъективизма в распределении бюджетных средств; 4. обеспечение гарантий единого доступа граждан, вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам

 

 

35.Правовой режим резервных фондов

Бюджетным кодексом Российской Федерации допускается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти и местных администраций. К таким фондам относятся резервный фонд Правительства Российской Федерации, резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и резервные фонды местных администраций. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного общего объема расходов. Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Бюджетные ассигнования резервных фондов используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В федеральном бюджете предусматривается создание двух видов резервных фондов: резервный фонд Правительства Российской Федерации и резервный фонд Президента Российской Федерации.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Решения Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно. Проекты решений Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации с указанием размера выделяемых средств и направления их расходования готовит Министерство финансов Российской Федерации по поручениям Правительства Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые отчеты, а также в случае необходимости заключения заинтересованных министерств и ведомств. Органы, в распоряжение которых выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, в месячный срок после проведения соответствующих мероприятий представляют в Министерство финансов Российской Федерации подробный отчет о целевом использовании таких средств.

Средства из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации также на финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а именно:

1) проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций;

2) закупку, выпуск из государственного материального резерва, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;

3) развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока (но не более месяца);

4) оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам;

5) оказание гуманитарной помощи;

6) оказание пострадавшим гражданам материальной помощи в связи с утратой имущества.

За счет средств резервного фонда в установленном порядке осуществляется погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации. В случае невозможности использования государственных жилищных сертификатов разрешается выплата компенсаций за утраченное жилье в соответствии с действующими в Российской Федерации социальными нормами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.