Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры






(СК) наступает в связи с закономерной стабилизацией или сниже­нием спортивных результатов после нескольких лет пребывания в спорте высших достижений, или профессиональном спорте. Здесь обычно имеет место комплекс причин, которые заставляют спорт­смена задуматься о завершении СК. Однако большинство спортсме­нов хотят продлить этап финиша и отодвинуть момент ухода из спорта. Для этого им необходимо разрешить как минимум две проблемы:

• поиск новых резервов для повышения или поддержания вы­соких спортивных результатов, как правило, на основе индивиду­ализации всех сторон подготовки и максимального использования своих сильных сторон;

• подготовка к уходу из спорта, выбор новой профессиональ­ной карьеры, что позволяет спортсмену снизить тревожность по поводу будущего и спокойнее сосредоточиться на решении чисто спортивных задач.

Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карь­ере связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа «Я» и осоз­нания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена. В ходе адаптации после завершения СК перед спортсменом обыч­но встают следующие проблемы:

• необходимость форсирования профессиональной подготовки и начала новой профессиональной карьеры;

• формирование нового образа жизни, включая приобретение не только новой профессии, но и увлечений, интересов, круга общения;

• создание собственной семьи или перестройка отношений в
семье, если она была создана во время спортивной карьеры.

К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодо­леть кризис завершения СК. Острота протекания данного кризиса обычно усиливается при следующих условиях: внезапности ухода, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной пози­ции спортсмена, отсутствии материальной и психологической под­держки. Важным фактором является также разница между стату­сом спортсмена в спорте и статусом его после завершения СК. Чем она больше, тем при прочих равных условиях данный кризис про­текает психологически тяжелее.

Подводя итог, можно отметить, что знание противоречий, ти­пичных для каждого кризиса-перехода СК, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему пси­хологическую помощь. В принципе каждый кризис протекает по следующей схеме:

• источники кризиса (проблемы, противоречия);

• симптомы (т. е. особенности субъективного отражения проти­воречий, которые проявляются в поведении спортсмена);

• возможные обстоятельства, усугубляющие протекание кризи­са;

• возможные обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;

• пути выхода из кризиса;

• влияние кризиса на успешность деятельности спортсмена;

• формы «расплаты» за невыход из кризиса;

• особенности психологической помощи спортсмену.

Такие полные описания кризисов-переходов СК, а также опи­сания, учитывающие особенности СК в различных видах спорта, являются основой для прогнозирования возможных негативных ситуаций. Прогнозирование поможет спортсменам и тренерам из­бежать ошибок, возникающих на жизненном пути молодых и зре­лых спортсменов.

Вопрос38

Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры

К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодо­леть кризис завершения СК.

Острота этого кризиса возрастает при следующих условиях:

— внезапность ухода;

— отсутствие подготовки к нему;

— пассивная позиция спортсмена;

— отсутствие материальной и психологической поддержки.

По мнению многих ученых, спорт оказывает значительное вли­яние на социализацию личности. Большинство спортсменов за­канчивают спортивную карьеру, имея высшее образование. Они не менее успешно, чем люди, не занимающиеся спортом, созда­ют семью. Однако углубленные занятия спортом в подростковом и юношеском возрасте могут стать причиной дисгармоний в личнос­тном развитии, которые затрудняют адаптацию к жизни вне спорта.

Выявлено, что адаптация спортсмена к социальной жизни вне спорта зависит от уровня достигнутых им результатов: чем выше спортивные результаты, тем сложнее социальная адаптация.

Отмечу наиболее важные факторы, которые существенно влия­ют на формирование стиля жизни спортсмена, закончившего спортивную карьеру:

— прекращение спортивной деятельности, спортивных трени­ровок и выступлений в соревнованиях;

— прекращение опеки со стороны спортивного клуба, трене­ров, врачей, обслуживающего персонала;

— разрыв дружеских и профессиональных связей с командой, спортивным клубным тренером;

— психологический дискомфорт, вызванный отсутствием чув­ства удовлетворения от спортивной борьбы, победы, которые со­ставляли главный смысл жизни спортсмена;

— психологический стресс, связанный с пониманием, что зна­ния новой профессии неизмеримо ниже, чем былое спортивное мастерство;

— резкое снижение уровня доходов.

Все эти факторы смягчаются, если спортсмен уходит из спорта постепенно, поэтапно снижая уровень спортивных результатов. Спортсмены высокого класса предпочитают резко заканчивать спортивную карьеру, уходить из спорта непобежденными, считая недопустимым для себя снижение спортивных результатов, про­игрыши соревнований. Как правило, в такой ситуации спортсмен в полной мере испытывает психологические стрессы, неудовлетворенность, неустроенность и требует как особой заботы со сторо­ны спортивного коллектива, так и понимания со стороны друзей и близких.

Социальную адаптацию спортсменов облегчает:

— осознанный подход к концу спортивной карьеры, наличие реальных планов на ближайший период жизни;

— выбор профессии в сфере физической культуры и спорта;

— психологическая поддержка и помощь со стороны семьи, друзей, тренера, спортивного клуба;

— материальная поддержка со стороны отрасли «физическая культура и спорт»;

— социальная защищенность путем правового обеспечения по медицинскому, пенсионному обслуживанию;

— привлечение бывших спортсменов к соревнованиям ветера­нов, участию в общественной жизни, выступлению перед моло­дежью.

Другой аспект адаптации после ухода из активного спорта — это здоровье спортсмена. По окончании спортивной карьеры чаще всего требуется серьезная медицинская реабилитация, лечение спортсмена, ведь тренировочные занятия и спортивные выступле­ния нередко проходили на грани разрушения здоровья. Требуется целый комплекс мероприятий для восстановления здоровья, со­циальной защиты людей, которые в спортивной борьбе отстаива­ли честь нашей страны. К таким мероприятиям следует отнести:

— создание специальных фондов, предполагающих материаль­ную поддержку бывших спортсменов;

— организация работы клубов ветеранов спорта;

— полноценное страхование спортсменов, пенсионное обеспе­чение.

 

Вопрос 39

 

Спорт как социальное явление

В настоящее время спорт как явление общественной жизни получает все большее распространение. Мировая пресса, телевидение, реклама прибегают к самым громким эпитетам при характеристике спорта: «Спорт – феномен XXI века», «Спорт – неотъемлемый элемент системы ценностей современной культуры», «Спорт – зеркало общественной жизни» и т.д. Все это подтверждает, что в наши дни спорт приобрел такую социальную значимость, какой он не имел, пожалуй, никогда в истории человечества. Ярким подтверждением этому являются прошедшие Олимпийские игры.

Предпринимается множество попыток объяснить роль и значение современного спорта.
Во-первых, спорт рассматривают как побочный продукт более широких социальных изменений для упорядочения одной функции, которую он будто бы выполняет. Однако это объяснение не определяет условия возникновения и развития спорта. Этот тезис не может служить объективным доказательством того, почему спорт воспринимают с таким восторгом.

Социальные институты и общественные события не существуют изолированно. Они, скорее, части всеобщего переплетения, в котором структура и свойства одного элемента многообразно воздействуют на структуру и функции других элементов. Поэтому спорт не может выполнять изолированно только одну функцию. Он оказывает множество социальных воздействий. Исходя из этого, определение понятия «спорт» должно быть многомерным, так как оно объединяет в систему отношений целый ряд функций. Эта система и представляет причинную совокупность для объяснения понятия «спорт».

Спорту как социальному и культурному феномену приписывают пять функций:

– социоэмоциональную функцию;

– функцию социализации;

– интегративную функцию;

– политическую функцию;

– функцию социальной мобильности.

Социоэмоциональная функция охватывает потребности человека, которые необходимы для сохранения его социально-психической стабильности, и указывает на три механизма, присущих спорту: а) контроль над напряжениями и конфликтами в человеке посредством катарсиса и эстетики; б) создание ситуаций, которые вызывают чувство общности, дружбы и товарищества;
в) существование «спорта как ритуала», как символа сохранения культурного и социального наследия, как источника подтверждения тех связей общественной структуры и культурных воззрений, которые упрочивают это наследие.

Функция социализации отражает мнения, что спорт имеет большое значение для человека. Эти мнения упрочиваются культивируемыми моральными и религиозными представлениями о том, что спорт развивает личностные качества. Считается, что социализация осуществляется через два взаимосвязанных процесса – укрепление и формирование. Идея укрепления охватывает теории оперативной физической подготовки, санкционирования понимания позитивного и негативного поведения. Формирование означает создание конкретного примера, модели поведения для социализируемых и стоящей за этой моделью «системы воззрений». Считается, что в спорте действуют оба механизма и что желательные для общества модели поведения и воззрений внутренне присущи спорту.

Функция интеграции представляет спорт как средство возможного достижения гармонического объединения людей с коллективом и их идентификации с ним. Считается, что социализация есть средство для включения (интеграции) человека непосредственно в систему воззрений и поведения, выработанную культурой. Достичь этой цели можно, включая человека в коллектив, который, в свою очередь, включается в эту культурную схему. Интеграция человека в коллектив происходит, во-первых, посредством развития чувств общности и товарищества при социоэмоциональной функции. Эти чувства представляют источник включения в коллектив членов спортивной группы, местной или национальной команды или бесчисленных низовых спортивных организаций. Во-вторых, интеграция осуществляется посредством развития группового и внегруппового сознания, причем коллектив идентифицируется как «мы», как группа внутри себя, а другой коллектив – как «другие», «враги» вне группы.

Политическая функция состоит в применении спорта в качестве политического инструмента. С одной стороны, можно сказать, что политическое использование спорта – это расширение его интеграционных функций, причем задача спорта состоит в создании национального чувства идентификации и национального престижа. С другой стороны, спорт может рассматриваться как политическое средство для признания или непризнания других наций. Нередко спорт используется и как средство достижения политических целей в период избирательных компаний. Так было на выборах в Государственную думу Российской Федерации в 2003 году, когда различные партии привлекали в свои ряды известных спортсменов. Это происходит и в 2004 году на выборах президента Украины, когда наиболее именитые спортсмены отдают предпочтение тому или иному кандидату.

Распространено мнение, что, спорт является эффективным средством повышения социальной мобильности определенных социальных слоев населения. Такого рода социальная мобильность в целом протекает по двум главным направлениям. Во-первых, это происходит через повышение социального престижа. Добившись определенной известности в спорте, человек как бы повышает свой социальный статус. Во-вторых, повышение социальной мобильности осуществляется через социальный престиж плюс материальное вознаграждение. Продолжительность и проницаемость этой, направленной вверх, социальной мобильности существенно зависит от масштаба институциональной стабильности, которая существует в обществе и спорте, а также от масштаба мобильности, т.е. от того, является ли она только внутриспортивным случаем или это попытка преодолеть социальные, классовые и расовые ограничения.

Общество может быть понято как переплетние взаимосвязанных элементов. Эффективность действий этих элементов, и тем самым всего общества, зависит от того, насколько этот процесс поддерживается системой воззрений и моделями поведения населения.

Как только общественная система воззрений начинает изменяться, и другие структуры могут быть признаны функциональными, традиционная структура воспитания теряет основные черты и ее формы начинают меняться в соответствии с новыми социальными познаниями. При этом для членов общества жизненно важно включится в систему воззрений и модели поведения этого общества, вследствие чего и само общество остается способным к функционированию системой. Необходимо также отметить, что в этом обществе людям одинаково необходимо функционально сотрудничать и иметь потребность это делать. Спорт – такой институциализированный механизм, который удовлетворяет данную «общественноинтегративную» функцию. Происходит это через механизмы, которые были обозначены как общественные функции спорта.

Общественные функции спорта создают определенные предпосылки для общественной интеграции, предоставляя при этом прямые и косвенные средства. Необходимые предпосылки создаются через социоэмоциональные функции, прямые средства интеграции – через социализационные функции и косвенные средства – через интегративные, политические функции и функции социальной мобильности.

Основываясь на этом, исследователи приходят к выводу, что спорт много значит в процессе социализации. Считается, что мораль, вера и признаки личности, которые развивает спорт, имеют первоочередной характер и могут рассматриваться как предпочтительные в тех процессах социализации, которые вытекают из действующей системы культуры.

Предполагается, что и участвующие и не участвующие в спорте группы населения приводятся через спорт к этим желаемым ценностям и качествам личности: участники через свою непосредственную активность, а зрители (созерцатели) – через прочувствованную идентификацию с культурными ценностями, которые ассоциируются со спортом. Так как институ-циализированные социализационные агенты этого великого порядка передают только редкие дисфункциональные ценность и характеристику, можно считать, что спорт потому является такой действенной моделью поведения и системой воззрений, что они функциональны для общества в смысле сохранения системы.

Спорт как политический инструмент используется в качестве средства создания национального чувства идентификации и укрепления национального престижа, противо-поставления той или иной политической системы государства. Это происходит как через демонстрацию национальных возможностей, так и через санкционированную силу, которая присуща интернациональным соревнованиям. Демонстрация национальных качеств, особенно на международных соревнованиях, способствует идентификации с национальным государством посредством внутригрупповой-внегрупповой поляризации. Этот механизм усиливается до выражения благополучия нации как целого, причем спортивный успех, в свою очередь, усиливает этот механизм. Поражение также может его усиливать, вызывая негативные чувства против победившего противника. Признание власти, которую нация проявляет, санкционируя участие или неучастие в международных соревнованиях других наций, можно рассматривать как усиление механизма идентификации. Чувство национальной самоценности и престижа, вызываемое таким способом, не ограничивается областью спорта, а распространяется на всю нацию.

Интегративная функция спорта понимается как включение в коллектив, который сам включается в общую социальную структуру. Этот способ интеграции второго уровня. Коллектив, который включается в общество, обладает теми же системами воззрений, что и все общество. Поэтому интеграция в этот коллектив представляет одновременно и интеграцию в данную социальную систему воззрений. Коллектив, к которому можно применить этот механизм, будет такой группой индивидов, которые выступают в единстве. Эта концепция пригодна и для группы из двух человек, и для общности в масштабе государства.

Социоэмоциональная функция спорта понимается как непосредственно связанная с социально-психологической стабильностью человека. Под «социально-психологической стабильностью» понимается социальное и психологическое соответствие человека обществу. Из этого вытекает, что функция уравновешивания человека как члена общества зависит от его психологической и социальной «уравновешенности». Социоэмоциональная функция проявляется в том, что она содействует общественной интеграции через создание для этого процесса необходимых предпосылок.

Таким образом, рассматривать спорт как социальный феномен можно, только исследуя его функционирование и развитие в обществе. Перечисленные основные социальные функции спорта находятся во взаимосвязи. Отношения между пятью социальными функциями спорта таковы, что все они служат одновременно одной социальной функции, а именно функции «социальной интеграции». Спорт для всех – продукт политической культуры

 

«Спорт для всех» - продукт шестидесятых. Концепция «спорта для всех» была принята Советом Европы в 1966 году как долгосрочная спортивная программа. Стоит заметить, что этот демократический прорыв в спорте произошел за 2 года до студенческих волнений 1968 г. Таким образом, «спорт для всех» предвосхитил такие лозунги, как «L' imagination au pouvoir» и «Make love not war». Группа планирования, собравшаяся в 1968 г. во Фландрии для конкретизации идеи «спорта для всех», определила, что всеообъемлющая цель спорта для всех - «создание условий - мужчинам и женщинам, представителям всех возрастных групп - для поддержания физического и психического уровня развития, необходимого для жизни, а также защита человечества от вырождения».

Эти базисные принципы были вновь сформулированы с использованием менее апокалиптической терминологии на конференции европейских спортивных министров в Брюсселе в 1978 году. Основные принципы выработанной тогда Европейской Хартии спорта для всех гласят:

ü право на участие в спортивной жизни;

ü гуманистическое и социокультурное развитие;

ü сотрудничество официальных лиц и общественников-добровольцев;

ü самозащита спорта от эксплуатации;

ü доступность спортивных сооружений для рекреационных целей;

ü необходимость подготовки квалифицированных кадров на всех уровнях.

Мы ясно видим, что спорт для всех стал продуктом политической культуры своего времени, впитав ценности демократизации и плюрализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.