Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная ответственность спортсмена






Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач: укрепление здоровья населения, отвлечение молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворение спроса на зрелищные услуги, экономи­ческие стимулы, защита чести страны, формирование патриотиз­ма и т.д. Из многообразия социальных функций сформировались следующие направления спорта:

массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»);

спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает инди­видуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержат­ся в той или иной разновидности спорта.

Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возра­ста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственнос­ти, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортив­ную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необ­ходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры долж­ны не только заботиться о спортивной форме юных спортсменов,


но и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим — необходимые условия для формирования личности спортсмена.

Высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне масте­ра спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Побе­ды на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженные славу, известность, почет. Он превращается в героя, кумира молодежи. Образ жизни спорт­смена становится моделью социального поведения. В этой связи необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или алко­голь, то тем самым «тиражирует» девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поко­ление, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих идолов. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто при­сутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.

Другая сторона социальной ответственности спортсмена связа­на с противоречиями, которые обусловливаются личными и об­щественными интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны. Некоторые спортсмены в погоне за гонорара­ми отказываются выступать даже на Олимпийских играх (как это было в Атланте с Евгением Кафельниковым).

Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интере­сами спортивного клуба. Переход из одной команды в другую, отъезд в заграничный спортивный клуб также требуют от спортсмена со­циальной ответственности за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортив­ному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой, — заграничный клуб предоставляет спорт­смену новые возможности для спортивной карьеры.

Социальная ответственность в спорте должна не только форми­роваться с помощью эффективного воспитательного процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми документами. Напри­мер, необходимо законодательно признать, что выступления за сборные команды поощряются денежными выплатами. Спортсме­нам, которые приносят славу российскому спорту, даются гаран­тии получения высшего образования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования. Таким образом, можно найти выход из этой сложной ситуации: предоставляя спортсменам социальные


 



гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой, можно повышать их социальную ответственность перед обществом.

 

Вопрос 36

Понятие и отличительные черты спортивной карьеры

Периоды развития. Термин «карьера» для российской спортив­ной науки является относительно новым. В отечественной культуре в эпоху советского времени он был отнесен к социальному фено­мену буржуазного общества. Отсюда возник негативный смысл понятия «карьера»: делать карьеру — значит непременно быть ка­рьеристом, т. е. человеком тщеславным, неразборчивым в средствах достижения своих целей. Но можно достигать успеха в избранной деятельности и по-другому — путем напряженного труда и посто­янного самосовершенствования, удовлетворяя при этом свое чес­толюбие, стремление к самоутверждению и самореализации.

Н. Б. Стамбулова [2] выделяет три существенных признака лю­бой карьеры: а) многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает; б) высокие достижения; в) самосовер­шенствование субъекта в данной деятельности.

Отсюда спортивную карьеру (СК) можно определить как мно­голетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовер­шенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.


 




Периодизация спортивной карьеры. Этапы любой карьеры соци­олог Б.Г.Ананьев охарактеризовывал следующими этапами:

I. Подготовка.

И. Старт.

III. Кульминация.

Г/. Финиш.

Периодизацию спортивной карьеры можно увязать, например, с этапами многолетней спортивной подготовки, которые вклю­чают:

I. Предварительную спортивную подготовку.

II. Начало спортивной специализации.

III. Углубленную тренировку в избранном виде спорта.

IV. Спортивное совершенствование. Сюда входят:

а) зона первых больших успехов;

б) зона оптимальных возможностей;

в) зона поддержания спортивных результатов [3].

Можно классифицировать этапы спортивной карьеры в зависи­мости от уровней спорта, которые осваивает спортсмен:

1. Массовый спорт.

II. Спорт высших достижений.

III. Профессиональный спорт.

В основу классификации могут входить возрастные катего­рии:

1.Дети.

2. Юноши.

3. Взрослые.

Данные периодизации в чем-то совпадают, в чем-то дополня­ют друг друга. Они позволяют выделять своеобразные «критичес­кие точки» СК — переходные фазы от одного этапа к другому.

Любой кризис имеет два существенных признака, которые в Оксфордском словаре характеризуются так:

поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь;

время, характеризующееся большой опасностью или трудно­стью.

Анализ представленных периодизаций СК позволил выделить семь кризисов-переходов СК:

1. Кризис начала спортивной специализации.

2. Кризис перехода к углубленной спортивной специализа­ции.

3. Кризис перехода из массового спорта в СВД.

4. Кризис перехода из юношеского во взрослый спорт.

5. Кризис перехода из любительского в профессиональный спорт.

6. Кризис перехода от кульминации к финишу СК.

7. Кризис завершения СК и перехода к другой карьере.

Для чего нужно знать противоречия, которые приводят к кри­зису СК?

Главное — для того, чтобы у спортсменов и тренеров была воз­можность спрогнозировать нежелательные, кризисные ситуации, заранее к ним приготовиться. Ведь именно неспособность спорт­смена преодолеть кризис и разрешить противоречия, породившие его, обычно ведет к преждевременному уходу из спорта, заверше­нию СК.

Вопрос37






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.