Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спорт высших достижений в XXI в.: социологический прогноз развития






Несмотря на ценностное содержание, спорт как форма культу­ры не является гарантом сохранения своей гуманистической ценности. Как показывает историческая практика, он достаточно легко и быстро изменяет свою направленность в зависимости от изменяю­щихся социально-экономических условий развития социума. След­ствием ценностной переориентации спорта в период последних российских реформ стала его деидеологизация, коммерциализа­ция, профессионализация. Обозначилась опасность утраты его са­мобытности, национальных спортивных традиций. Спорт стано­вится средством формирования социального неравенства, неодно­родности общества.

Спорт на сегодняшний день уже не является моноявлением, ка­ким его представляет еще большинство людей. Полифункциональ-



ность спорта проявляется в его разновидностях, каждая из которых развивается в соответствии с запросами социальной практики.

Если тезисно рассматривать тенденции развития спорта, то его основными чертами можно назвать следующие:

• демократизация и интернационализация, расширение геогра­фии спорта;

• появление новых видов спорта;

• бурное развитие массового и профессионального спорта;

• бурный рост спортивно-технических достижений;

 

• появление нового направления в спортивном движении — спорте высших достижений;

• интенсивное развитие женского спорта;

• интенсивное развитие детско-юношеского спорта;

• неуклонное расширение календаря спортивных соревнований на национальном и международном уровне;

• зарождение и интенсивное развитие спортивной науки;

• интенсивное развитие специализированной системы СМИ, обслуживающей спорт;

• создание мощной специализированной системы спортивных сооружений;

• создание новых международных спортивных организаций,
интенсивное развитие международного и олимпийского движения.

Можно согласиться с мнением А.Б.Суника [5], что так же как

XX в. определил облик спорта уходящего тысячелетия, так и облик

XXI в.определит облик спорта грядущего тысячелетия. Видимо,
ведущие тенденции развития спорта XX в. еще длительное время
останутся ими и в XXI в. Однако думается, что должно возрасти
социальное значение спорта, усилиться воздействие спорта на
образовательную, воспитательную сферы, на здоровье человека.

Заметно медленнее, но будет продолжаться рост рекордов в видах спорта, будет совершенствоваться техническое и тактическое мас­терство спортсменов. Неизбежно появление новых видов спорта.

Все большее значение будут иметь научное обеспечение спорта, развитие различных направлений спортивной науки, особенно медико-биологического.

XXI в., по мнению многих ученых, может стать веком дальней­шего развития женского спорта, все новые и новые виды спорта будут осваиваться девушками и женщинами.

В XXI в., по прогнозам социологов, существенное влияние на спортивные рекорды будут оказывать спортсмены из Африки. Со­циально-экономическое развитие стран Африки может существенно повлиять на развитие мирового спортивного движения.

Спорт навсегда останется феноменом, в котором человек нахо­дит возможность самореализации, самовыражения, ощущает глу­бинную потребность его души. Поэтому пока живо человеческое общество будет существовать и развиваться спорт.

 

 

Вопрос № 34

Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основ­ные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на нацио­нальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В под­тверждение этого можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова, что «спорт сегодня — главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию вое­дино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам. Когда играет «Динамо» (Киев), на стадионе и у телевизора в едином порыве объединяются все — и верующие, и неверующие, и цент­ристы, и радикалы» («Известия», 04.02.1993). Действительно, фе­номен спорта обладает мощной социализирующей силой. Полити­ки давно рассматривают спорт как национальное увлечение, спо­собное сплотить общество единой национальной идеей, напол­нить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

В США, например, еще в 1960-е годы, после выхода в свет книги Р.Бойла «Спорт — зеркало американской жизни», спорт, став национальным увлечением, был объявлен моделью самого американского общества. Американский философ М.Новак под-


 




черкивал: «Пренебречь спортом означало бы упустить одно из важ­ных национальных достояний!». Однако в начале XXI в. существует не так много государств, в которых действительно понимают роль и значение спорта в современном обществе. В качестве примера позитивного отношения к спорту можно привести американское государство.

Начиная с 1970—1980-х гг. прошлого столетия в США спорт является «второй религией», в которую верят большинство амери­канцев. Население бережно относится к своему здоровью, пони­мая, что это — личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Нема­ловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый «психологический барьер» в отношении населения к физической активности.

Анализ развития спорта в США и других странах мира пока­зывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь от телевидения, зависит популяри­зация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятель­ностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жиз­недеятельности.

Социологические опросы населения, особенно молодежи, за­нимающейся спортом, показывают, что спорт формирует перво­начальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наибо­лее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и са­мого себя.

Люди, прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт по­мог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способно­го быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип со­временной жизни — «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит прежде всего от личных, индиви­дуальных качеств — честолюбия, инициативы, трудолюбия, тер­пения, волевых навыков.

Эффективность социализации посредством спортивной деятель­ности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Например, можно проанализи­ровать тесную взаимосвязь между такими ценностями американс­кого общества, как равенство, свобода, демократия, индивидуа­лизм, национализм и патриотизм, соблюдение внешних прили­чий в своем поведении, гуманизм, соревнование, дружба, сотруд-


ничество, уважение существующего порядка, самоуважение, и ценностным содержанием спорта.

Американские ученые-социологи сделали заключение, что спорт аккумулирует в себе основные ценности американского общества. Благодаря занятиям спортом или даже в процессе созерцания спортивных состязаний общественные ценности присваиваются индивидом, интериоризируются как личностные. Данное положе­ние нашло подтверждение в трудах американских ученых. Историк Джон Беттс считает, что спорт и капиталистический дух имеют много общего: дух инициативы, противоборства и соревнования. Другой известный американский профессор Р. Форс справедливо называет спорт миниатюрой самой жизни, служащей как бы лабо­раторией, в которой может создаваться положительная система ценностей.

Однако говоря о положительных моментах социализации сред­ствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценнос­ти. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе лю­бой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос: «Гуманен ли современ­ный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот фено­мен для благородных целей развития личности и общества?». По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревнователь­ность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.

Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX в. профессио­нальный спорт стал составной частью международного спортив­ного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, крити­куя существующий путь развития международного спорта, пыта­ются найти новые модели соревновательной деятельности. Осо­бенно важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже созданы концепции спартанского движения, спортизирован-ного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.

Подводя итоги роли и значимости спорта для социализации молодого поколения, необходимо подчеркнуть бесспорную исти­ну: спорт оказывает мощное влияние на образ мышления, созна­ние, поступки и поведение людей. В этой связи спорт можно рас­сматривать как национальную идею, объединяющую нацию во имя ее процветания и развития.


 









© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.