Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Лекция 2. Научный стиль.






    Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, однозначного выражения мысли.

    Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот стиль реализуется в таких жанрах, как научные статьи, монографии, диссертации, курсовые, дипломные работы, лекции и т.д. В большинстве случаев это письменная форма речи, однако существует и письменная разновидность научного стиля, например, научные доклады, семинары, диспуты, лекции.

    В зависимости от адресата и цели сообщения выделяются следующие подстили научного стиля:

    1. Собственно-научный (адресат - сами ученые, цель - получение нового научного знания). Его жанры - монографии, статьи.

    2. Научно-учебный (адресат - учащиеся, цель - усвоение научных положений). Это различные учебные пособия.

    3. Научно-технический (адресат - специалисты технического профиля, цель - применение научных достижений на практике). Он реализуется в различного рода описаниях, пояснениях к чертежам, схемам и т.д.

    4. Научно-популярный (адресат - широкие слои населения, цель - повышение культурного уровня масс). Этот подстиль представлен в научно-популярной литературе по вопросам науки и техники.

    Специфические черты научного стиля:

    1. Точность и логичность речи. Это обусловливает широкое использование специальной и терминологической лексики.

    2. Стремление к обобщению, абстракции - выражается в преобладании слов с абстрактным значением (например: мышление, истина, гипотеза, перспективы и др.).

    3. Однородность и замкнутость словарного состава.

    4. Отсутствие разговорной и просторечной лексики, а также крайне ограниченное количество оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики. Так, невозможно представить в научном произведении выражения: " бесподобный метод интегрирования", " интеграл ведет себя вполне прилично", " решение задачи дрожало на кончике пера" и т.д.

    5. Максимально демонстрируется объективность информации, отстраненность автора речи, что выражается в использовании безличных и обобщенно-личных синтаксических конструкций, вводных слов, таких, как: надо полагать, известно, представляется интересным, следует подчеркнуть и др. В научной речи почти не используются выражения от первого лица (" Я" -высказывания в большинстве случаев заменяются на " Мы" -высказывания: " мы полагаем", " мы склонны считать", " мы подчеркиваем" и т.д.).

    6. Отказ от использования многозначных слов: требование точности речи предполагает употребление слов, имеющих одно значение.

    7. Наличие синтаксических конструкций, подчеркивающих логическую связь и последовательность мыслей (например, вводных слов: во-первых, во-вторых и т.д.).

    Различают следующие методы организации научного текста:

    - дедукция - движение мысли от общего к частному;

    - индукция - движение мысли от частного к общему, то есть от знания единичных фактов к обобщению;

    - проблемное изложение - предполагает постановку в определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно прийти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей;

    - метод аналогии, суть которого сводится к следующему: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. От простого сравнения аналогия отличается тем, что здесь важно не внешнее сходство предметов, а их внутреннее родство.

    Среди собственно языковых особенностей научного стиля можно назвать следующие:

    1. Употребление единственного числа существительных в значении множественного. Например: волк - хищное животное из рода собак.

    2. Прилагательные часто выполняют функцию терминов. Например: жаба обыкновенная (слово " обыкновенная" здесь является термином).

    3. Активное использование сложных союзов: между тем как, в то время как, в силу того, что и др.

    4. Широкое употребление слов, отражающих логику мысли: поэтому, таким образом, итак, следовательно, в течение, в продолжение, путем, методом, способом, образом, в результате, в силу, в связи, на основе, в режиме и др.

    5. Использование глаголов обозначим, зададим, составим, определим, найдем, выберем, рассмотрим и т.п. С помощью специальных языковых средств автор

    * квалифицирует свои действия: давать определение, дефиницию, переходить к вопросу, пункту, анализировать, приводить определение, результаты, пример, а также иллюстрировать, обрисовать, рассмотреть, отметить;

    * сообщает о своих целях: коротко обрисуем, мы рассмотрим различные варианты, а также предложим классификацию;

    * фиксирует фазы - начало, продолжение, конец: на этом закончим обзор, указывает на переход от одного эпизода к другому: мы вернулись к прошлой теме, далее рассмотрим.

    6. Отказ от повествования в 1ом лице. Используются односоставные предложения:

    * безличные (Под латентной преступностью следует понимать совокупность преступлений....)

    * неопределенно - личные (Под латентной преступностью понимают....)

    * определенно - личные (Под латентной преступностью будем понимать...).

    7. Широкое использование приставок анти- (антикриминальный, антитела), би- (бицветный, биполярный), квази- (квазиколичественный), сверх- (сверхновая звезда), суффиксы -ист (импрессионист), -ость (нефтегазоносность), -изм (мистицизм, символизм), -от-а (долгота), -м-а (морфема, синтаксема), -ни-е (клонирование).

    8. Высокая частотность существительных.

    5. Тенденция к сложным предложениям. Приведем пример типичной организации научного высказывания: Особое и неповторимое своеобразие музыки среди других видов искусства определяется тем, что, стремясь, как и каждый вид искусства, к наиболее широкому и всестороннему охвату действительности и её эстетической оценке, она осуществляет это, непосредственно обращаясь к духовной содержательности мира человеческих переживаний, которые она с необычайной силой активизирует в своем слушателе.

    Таким образом, научный стиль речи не обладает свойством общедоступности и обслуживает довольно узкую сферу деятельности человека.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.