Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назовите методические особенности гимнастики






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БФГОУ ВПО «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика гимнастики»

 

 

выполнил: студент

Манохина Мария

группы СОФМ-12

 

проверил: ст.препод.

кафедры ТМФВ Васильева И.И.

Калуга 2015

1.Напишите краткий ответ:

1. Расшифруйте понятие «гимнастика»

Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности.

 

2. Что означает слово «гимназо»?

Понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо – упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую.

3. Какие образовательные задачи решает гимнастика?

Образовательная задача направлена на формирование двигательных умений и навыков выполнения гимнастических упражнений.

 

4. Какие оздоровительные задачи решает гимнастика?

Оздоровительная задача направлена на содействие укреплению здоровья школьников, повышению уровня физического развития, тренированности и работоспособности учащихся.

 

5. Какие воспитательные задачи решает гимнастика?

Воспитательная задача направлена на развитие морально – волевых и эстетических качеств.

 

Перечислите средства гимнастики

а) упражнения, направленные на общее развитие физических качеств и двигательных способностей (строевые и общеразвивающие упражнения, гимнастические игры и эстафеты);

б) упражнения, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (прикладные упражнения, прыжки);

в) упражнения, направленные на интенсивное развитие и совершенствование двигательных способностей и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снарядах, акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики).

 

Назовите методические особенности гимнастики

а) разностороннее влияние на человека;

б) широкое использование средств;

в) возможность избирательного воздействия на отдельные системы организма, отдельные части тела и даже на отдельные мышечные группы и суставы;



г) суровая регламентация и точное регулирование нагрузки физических упражнений, исходя из задач педагогического процесса;

д) возможность усложнения и комбинирования упражнений, использование одних и тех же упражнений в разных целях.

 

8. Какую роль гимнастика играет как спортивно-педагогическая дисциплина нашего ВУЗа?

а) Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.

б) Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоцио­нальным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

в) Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.

г) Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

д) .Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.



е) Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.


9. Какие достижения советских и российских гимнастов Вам известны?

Самый запоминающийся

Алексей Юрьевич Немов

4-кратный олимпийский чемпион

На Олимпийские игры 2004 года в Афинах Немов приехал в ранге явного фаворита и лидера сборной России, несмотря на полученную перед соревнованиями травму, показав высокий класс, уверенность исполнения и сложность программ. Однако его выступление на перекладине со сложнейшими элементами, было омрачено скандалом. Судьи выставили явно заниженные оценки (особенно судья из Малайзии, поставивший лишь 9,6 балла), средняя составила 9,725. После этого, возмущённые зрители в зале, стоя, в течение 15 минут, непрекращающимися криками, рёвом и свистом протестовали против решения судей и овациями поддерживали спортсмена, не давая выйти на помост следующему (американскому) спортсмену. Растерявшиеся судьи и техком ФИЖ впервые в истории гимнастики изменили оценки, выставив среднюю немного выше — 9,762, но всё равно лишающую Немова медали. Публика продолжила возмущаться и прекратила протесты лишь когда сам Алексей вышел и обратился к зрителям с просьбой успокоиться. После этого случая некоторые судьи были отстранены от судейства, спортсмену было принесено официальное извинение, а в правила были внесены революционные изменения.

 

10. Какие школы гимнастики в европейских государствах Вам известны?

Сокольская система гимнастики - это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название "Сокол" - использованный как символ свободы, мужества, независимости. В Чехии во главе этой организации встали люди редкой энергии и выдающихся нравственных качеств: основатель М.Тырш, занимавший должность руководителя общества в течении 20 лет, и первый председатель И.Фигнер, пожертвовавший все свое состояние на создание материальной базы "Сокола" и постройку первой Пражской сокольни. Выпускник Пражского университета М.Тырш будучи представителем буржуазной интеллигенции, стремился к объединению и сплочению чешского народа для участия в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. В своей книге "Основы физической подготовки" он изложил оригинальную систему упражнений, основу которой составила немецкая гимнастика, усовершенствованная в 50-е и 60-е гг. ХIХ в. Шписсом. Эту систему М.Тырш дополнил элементами, заимствованными из разных видов европейской гимнастики, а также некоторыми видами атлетики. Все упражнения подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа - упражнения без снарядов: ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

Вторая группа - снарядовые упражнения: прыжки простые в длину, прыжки "атакой" в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями , тяжестями и т.д.); упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

Третья группа - групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа - боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

Шведская система возникла вслед за немецкой гимнастикой. Основателем этой системы был Генрих Линг и завершил эту систему его сын Яльмар Линг.

Главной задачей шведской гимнастики была задача оздоровления и укрепления здоровья. Эта гимнастика была рассчитана и на детей и на взрослых, все упражнения подразделялись на 4 основные группы:

а) педагогическая гимнастика (ее цель – гармоническое развитие здоровых детей, начиная со школьного возраста);

б) военная гимнастика (состояла из специально подобранных упражнений, которые способствовали бы физической подготовке военных);

в) врачебная гимнастика (содержала упражнения корригирующего характера и применяемая при лечении различных заболеваний);

г) эстетическая гимнастика (направлена на развитие совершенствование форм человеческого тела и воспитание чувства прекрасного).

Опираясь на анатомические и физиологические данные, Г. Линг стремился дать гимнастике научное обоснование. Но поскольку в этот период уровень развития физиологии был не высок, классификация упражнений производилась по анатомическому признаку.

11. В каких ведомствах Российского государства гимнастика развивалась наиболее активно в ХУШ веке?

В военном ведомстве после чего в медецинсих.

12. В каком году образована федерация гимнастики СССР?

В 1949 году Федирация спортивной гимнастики СССР стала членом международной федирации.

 

 

2.Запишите определение понятиям:

Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, инвентаря. Она включает в себя основы образования терминов, систему этих терминов и правила пользования ими.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого – либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и др.)

 

Термин – краткое условное обозначение характеризующегося движением действия или понятия.

Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности.

 

Строй –установленное размещение учащихся для совместных действий.

 

Техника гимнастических упражнений – это объективная как по содержанию, так и по форме модель структуры движений (обра­зец, эталон). Она разрабатывается на основе количественного и качественного биомеханического анализа структуры движений, ее морфологического, биохимического, физиологического и пси­хологического обеспечения. Это — очень сложная динамическая функциональная система. В ней в функциональное взаимодействие вовлекаются индивидуальные свойства (способности), относя­щиеся ко всем подструктурам личности гимнаста.

 

Процесс обучения – упражнению представляет собой определенную систему действий ученика и преподавателя и предусматривает три взаимосвязанных этапа обучения: начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движения.

 

Умение – это способность занимающегося на основании знаний об упражнении управлять движениями, входя­щими в его состав, под контролем сознания.

 

Навык– это уменье, созданное упражнениями, привычкой.

 

Исходные положения - это начальное положение тела перед выполнением упражнений

Основная стойка – наиболее универсальна, поэтому она получила наибольшее распространение. Эта стойка устойчива, неутомительна и удобна для выполнения упражнений

 

Строевые упражнения – совместные действия в строю включая и одиночные. Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, ловким, стройным.

 

Шеренга – строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

 

Колонна – строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

 

Фланги – правая или левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

 

Фронт – сторона строя, в которую обращены учащиеся лицом.

 

Интервал – расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя равен ширине ладони между локтями стоящими рядом учащихся.

 

Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне, для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

 

Построение – действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя

 

Перестроение – переходы из одного строя в другой.

 

Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.

 

Смыкания - приёмы уплотнения разомкнутого строя.

 

3.Напишите краткий ответ:

1.Раскройте понятие «техника гимнастических упражнений»

Техника гимнастического упражнения — это объективная как по содержанию, так и по форме модель структуры движений (образец, эталон). Она разрабатывается на основе количественного и качественного биомеханического анализа структуры движений, ее морфологического, биохимического, физиологического и психологического обеспечения. Это — очень сложная динамическая функциональная система. В ней в функциональное взаимодействие вовлекаются индивидуальные свойства (способности), относящиеся ко всем подструктурам личности гимнаста.

Техника исполнения гимнастического упражнения представляет собой целесообразный способ или совокупность способов управления движениями, обеспечивающими успешное выполнение упражнения или решение конкретно поставленной двигательной задачи.

Выделяют следующие виды техники исполнения упражнения:

а) образцовая — обеспечивающая безукоризненное, близкое

к технике выполнение упражнений в условиях спортивной борьбы;

б) рациональная, или индивидуальная, — отражает (учитыва

ет) конституциональные, двигательные, функциональные, пси

хологические особенности гимнаста и его опыт.

Исполнение упражнений в гимнастике должно отвечать требованиям присущего ей стиля. Оно имеет объективный и субъектив ный характер. Объективный характер исполнения зависит от модели, образца, эталона структуры техники упражнения, а субъективный — от индивидуального способа исполнения упражнения, от того, насколько точно гимнаст воспроизведет технику гимнастического упражнения и выразит себя в движениях. Техническое мастерство гимнастов характеризуется устойчивостью и качеством исполнения упражнения.

В основе техники гимнастических упражнений лежат законы механики, анатомо-физиологические и психологические свойства личности гимнаста. Законы механики объясняют, как в движениях гимнаста перемещаются отдельные звенья и тело в целом под действием внешних и внутренних сил. Анатомо-физиологические и психологические свойства объясняют, как воспроизводится техника упражнения в движениях гимнаста.

Внешними силами при выполнении упражнений могут быть: вес тела гимнаста или отдельных его звеньев; сила трения, возникающая при взаимодействии гимнаста со снарядом (с опорой), сопротивление воздуха. Эти силы могут как затруднять, так и облегчить выполнение упражнений.

Внутренние силы возникают благодаря способности гимнаста развивать напряжение работающими мышцами, использовать эластические свойства связок, суставных сумок, межпозвоночных хрящей. Разумное использование этих сил облегчает исполнение упражнений. Основную роль играет мышечное напряжение.

Для того чтобы успешно обучать гимнастическим упражнениям, приходится учитывать законы других научных дисциплин: анатомии, физиологии, психологии, диалектики. Они не отменяют законы механики, но в целом ряде случаев вносят свои специфические поправки, диктуют свои условия и способы исполнения упражнений.

 

2.Что является формой и содержанием упражнений?

Содержание физического упражнения - составляют входящие в него двигательные акты (фазы движения) и те процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу выполнения упражнения, определяя его воздействие.

При выполнении физического упражнения всегда предполагается сознательная установка на достижение конкретного результата. Реализация этой связана с предвидением результата и оценкой условий его достижения, разработкой программы действия и выбором способа выполнения, управления движениями, волевыми и другими психомоторными процессами.

Выполнение упражнения означает переход на тот или иной уровень его функциональной активности. Функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения упражнения, стимулируют последующие процессы адаптации и восстановления, благодаря чему, выполнение физических упражнений служит фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой.

Форма физического упражнения - это определённая упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения.

В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру.

Внутренняя структура физического упражнения характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирования организма, как они взаимодействуют и согласуются друг с другом.

Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причём содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить соответствующее изменение его содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Так повышение скоростно-силовых качеств, сказывается на соотношении опорных и безопорных фаз, на амплитуде и других признаков формы движений в спринтерском беге.

Со своей стороны и форма влияет на содержание. Несовершенная форма физического упражнения препятствует максимальному проявлению функциональных возможностей, как бы сковывая их. Совершенная же форма способствует наиболее эффективному использованию физических способностей. Так, при одной и той же скорости передвижения на лыжах человек, в совершенстве владеющий техникой бега на лыжах тратит на 10-20% энергии меньше, чем тот у кого форма движений не совершенна.

Таким образом, хотя содержание и форма физического упражнения неотделимы друг от друга, между ними существуют определённые противоречия. Их преодолевают, обеспечивая развитие физических качеств в единстве с соответствующим изменением формы движений.

 

3.Что Вы знаете о гимнастическом стиле выполнения упражнений?

Для успешного разучивания гимнастического упражнения важен правильный выбор движения на основе соответствий возможностей ученика и сложности движения. Абсолютную степень сложности гимнастического упражнения определить трудно. Конечно, можно сравнить структуры двух или нескольких движений, выделить главные и второстепенные элементы техники и таким образом выявить более сложные решающие действия. Но ведь движение должен выполнять ученик! Поэтому нельзя оценивать сложность движения, не учитывая возможности ученика. При этом не всегда достаточно только общего анализа способностей ученика и трудности движения. Часто требуется специальная детальная оценка потенциальных возможностей ученика и технических особенностей упражнения. Определение соответствия «ученик — движение» важно для каждого конкретного случая обучения.

Таким образом, методика обучения гимнастическим упражнениям определяется характерными особенностями предмета изучения, а именно: искусственностью форм движений, разнообразием характера упражнений и условий их выполнения, спецификой гимнастического стиля исполнения, степенью раскованности движений и соответствующей оценкой сложности движений.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.052 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал