Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правоохранительные органы: сущность, структура, функции
Практика модернизации российской общественной системы в конце прошлого века показала, что одним из мощных дестабилизаторов в сфере правового порядка является усиливающийся разрыв между характером социальных преобразований и духовно-нравственным потенциалом страны, который набирает свою значимость из года в год. Защита прав и свобод человека и гражданина – конституционная обязанность нашего государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, которые именуются правоохранительными органами. Что же следует подразумевать под правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется, и слышим мы его достаточно часто. Прежде всего, следует рассмотреть признаки, которые выделяют правоохранительные органы как определенные образования из общей массы социальных преобразований. Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования самих органов – охрана права. Под охраной права следует понимать: · восстановление нарушенного права; · наказание правонарушителя; · одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя[15]. Как видно из вышеперечисленного определения, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь в том случае, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осуждать, пока не совершено преступление против прав человека. Однако, гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, но и чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в определение «охраны права» добавить еще такую составляющую, как создание условий, которые препятствуют нарушению права. Цель деятельности правоохранительных органов включает в себя также охрану правовых устоев, которые обеспечивают нормальное функционирование человека, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды[16]. Нарушенное право порождает обязанность государства, в лице правоохранительных органов, проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в том случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений. Из вышеперечисленного вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются из государственного бюджета. Комплектуются специалистами, которые отвечают определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Приведенный признак представляет собой ряд черт, которые отдельные некоторые авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений. Требования к специалистам, работающим в правоохранительных органах, и пределы их полномочий закреплены в законах. Отсюда и третий признак – правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в строгом соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О Прокуратуре Российской Федерации», «О полиции» и «О Федеральной службе безопасности». Например, многие граждане часто жалуются на произвол со стороны правоохранительных органов, прежде всего – с хамством, унижением, оскорблением. Острее всего этот произвол чувствуют лица мужского пола. Именно поэтому, для большинства граждан сегодня характерен преобладающее чувство страха перед правоохранительными органами и ощущение беззащитности перед нею, неверие в законность, в возможности суда и прокуратуры найти и наказать виновных в произволе. Именно поэтому законодательной базе, касающейся деятельности правоохранительных органов отведено отдельное, важное место в системе регулирования работы правоохранительных органов[17]. Для своего полного и нормального функционирования государство вынуждено прибегать е только к положительному стимулированию юридических и физических лиц, но и к негативным способам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, который отделяет правоохранительные органы от иных государственных структур. Вместе с тем существую признаки, принадлежащие лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить о том, что перед нами правоохранительный орган. К признакам второй очереди принято относить: · право применения норм уголовного закона; · осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме[18]. Опираясь на описанные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов. Правоохранительные органы представляют собой специальные органы, которые создаются государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы или суды и иные правоохранительные органы. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и уставные суды) субъектов Российской Федерации. Иные правоохранительные органы также образуют систему, которая состоит из: · органов прокуратуры; · органов внутренних дел; · федеральной службы безопасности; · органов государственной охраны; · органов государственной налоговой службы; · таможенных органов; · органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков; · органов предварительного расследования; · органов юстиции[19]. Функции правоохранительных органов – это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор. Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию, например, Конституционный суд – функция конституционного контроля. А другие органы могут выполнять несколько функций, например, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора осуществляют только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться и органами внутренних дел, и органами федеральных служб безопасности и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции связаны между собой и зависят друг от друга. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства[20]. Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов самое главное место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия. Качественное решение задач, которые стоят перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными структурами. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, посредством действующего и перспективного законодательства. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ[21]. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Ни одна общественная и государственная организация не может существовать независимо от правоохранительных органов. Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры, например, «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»[22]. Что касается личностных качеств работников правоохранительных органов, хотелось бы отметить: профессиональные изменения личности сотрудников правоохранительных органов развиваются в результате взаимного влияния особенностей служебной деятельности и личностных характеристик сотрудников. Доминирующую и наиболее важную роль в данном взаимном влиянии играют факторы, которые связаны со спецификой профессиональной роли и профессиональной деятельности, так как именно они задают определенные требования к личностным особенностям специалиста. В процессе службы у сотрудников правоохранительных органов не происходит достоверного изменения профиля личности, и эмоционального выгорания, хотя имеются тенденции к увеличению степени агрессивности сотрудников. Основными ценностями у сотрудников правоохранительных органов являются: уверенность в себе, развитие, наличие близких людей и друзей, активная жизненная позиция, мудрость, счастливая семейная жизнь. Со сроком службы, как правило, увеличивается ценность материального обеспечения[23]. Итак, под правоохранительными органами принято понимать совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека. Основной задачей правоохранительных органов является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ. К государственным правоохранительным органам относят: суд, прокуратуру, органы юстиции, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, таможенные органы, службу по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами, органы обеспечения безопасности. Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как: конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский надзор, расследование преступлений, оперативно-розыскная функция, исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам, предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все перечисленные функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Стоит помнить, что правоохранительные органы являются неотъемлемой частью нашего государства и нас самих.
|