Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение школьников способам применения правил.






(Рассуждение, инструкция и алгоритм.)

После объяснения нового материала необходимо продумать, как учить детей пользоваться новым правилом или понятием. В некоторых параграфах учебников приводятся образцы рассуждений к конкретным языковым примерам. Более эффективными для обучения способу применения правила являются схемы рассуждения и алгоритмы. Если же такой материал отсутствует, учитель сам составляет схему, а на уроке вместе с детьми обговаривает все операции, чтобы дети принимали участие в работе, а не просто механически запоминали последовательность действий по правилу.

К схеме рассуждения предъявляются следующие требования: в ней должны быть отражены все существенные признаки понятия или правила, не должно быть ничего лишнего. Операции должны располагаться в строго определенном порядке. Начинать применять схему по орфографии надо с опознавательного признака.

Наиболее разработаны в методике именно схемы по орфографии. Например:

Правописание сложных слов с пол-.

1)Убедись, что это сложное слово с ПОЛ-

2)Проверь, с чего начинается вторая часть слова

3) 1-С Л, или с гласной, или с большой буквы: пиши через дефис пол-апельсина.

2- другой вариант: пиши слитно: полкласса.

Приведём пример схемы рассуждения по пунктуации:

Тире между подлежащим и сказуемым

Пример: «Октябрь» - крупный кинотеатр.

1. Подлежащее … выражено … (часть речи)

2. Сказуемое … выражено … (часть речи)

3. Связка (имеется, отсутствует)

4. Между подлежащим и сказуемым (не) ставим тире.

Все логические операции, необходимые для действия по правилу, могут быть отражены в алгоритмах. Приведём пример составления алгоритма по орфографии:

Чередование А-О в корне РАСТ-(РАЩ-) – РОС-.

После знакомства с правилом учитель с помощью учеников выписывает на доску основные его признаки:

А(Перед СТ, Щ), О(в остальных случаях)

Исключения: росток, отрасль

После этого коллективно выясняют порядок действий:

1.Корень слова имеет значение расти, развиваться? –да.

2. Это слово- исключение? - да- пиши по словарю.

Нет-определить -после гласной есть СТ (Щ)?

3.да- пишем а. Нет-пиши о. (Примеры: росток, выросли, сращение).

 

Чтобы дети освоили схему рассуждения или алгоритм, учитель может сначала сам показать способ их применения или вызвать сильного ученика. Важно, чтобы все действия проговаривались, делались графические обозначения и запись. По мере освоения схемы (алгоритма) действия надо сокращать, т.е. объяснять только конкретный случай, иначе будет тормозиться формирование умения или навыка.

Инструкция(тема-гласные в суффиксах причастий настоящего времени)

1)Найти страдательные причастия с суффиксами ем\им

2)определить, от глагола какого спряжения оно образовано

3)если причастие образовано от глагола первого спряжения(увлекать)- пишем е-увлекаемый.

4)если причастие образовано от глагола второго спряжения(видеть)-пишем и-видимый.

Алгоритм.

1)Найти страдательные причастия с суффиксами ем\им

2)Оно образовано от глагола 1 спряжения?

-да.пишем е-увлекаемый

-нет.пишем и-видимый.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.