Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи лексикологии и разделы науки о языке.




Лексика– уровень языка, обеспечивающий словарный состав языка в целом, его функционирование и развитие. Лексикология (от греч. lexis — слово, logos — учение) — наука, изучающая лексику, слово и словарный состав языка

Предметом лексикологии являются следующие вопросы:

· слово с точки зрения общей теории слова (роль слова в структуре языка и текста);

· структура словарного состава языка (принципы объединения слов в различные группы с точки зрения происхождения, сферы употребления слов));

· функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости/несовместимости их понятий;

· пути пополнения и развития словарного состава языка (способы соз­дания новых слов);

· соотношение лексики и внеязыковой действительности(культуры)

В зависимостиот целей и задач, решаемых лексикологией, различают:

· описательную лексикологию — рассматривает общие вопросы;

· историческую — описывает историю развития словарного состава язы­ка;

· общую – рассматривает общие вопросы словарного состава языков;

· частную — изучает словарный состав конкретного языка;

Лексикология включает в себя следующие разделы:

· фразеология (выражение) – наука изуч фразеоло­гический состав языка, природа фразеологизмов, их типы, категори­ альные признаки, особенности функционирования в речи;

· лексикография— прикладная наука, заним-ся теорией и практикой сост-ия словарей.

· Ономасиология (имя) — наука, зани­мающаяся изучением теории номинации; исследующая процесс назы­вания, присвоения имен предметам и явлениям внешнего мира;

семасиология — изучение значения слов и словосочетаний;

· ономастика - 'искусство давать имена собственные;

· этимология — изучающая происхождение слов;

12 Комбинаторные изменения звуков в потоке речи (синтагматика). В звуковой цепи связной речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их видоизменению.

Модификации звуков могут быть двух видов:

• изменения комбинаторные - осуществляются в фонетических процессах;

• позиционные - появляются под влиянием общих условий произношения.

1.Комбинаторные изменения — фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Причина комбинаторных изменений звуков — их артикуляционная связанность, в результате которой происходит влияние звуков друг на друга: рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (с началом артикуляции) последующего звука, что влечет за собой качественное изменение звука.

В зависимости от направления влияния звуков друг на другакомбинаторные изменения

• прогрессивные — направлены вперед, от начала слова, т. е. от предшествующего элемента к последующему; влияние артикуляции предшествующего звука на произнесение последующего;



• регрессивные — направлены назад, к началу слова, т. е. от последующего элемента к предшествующему; влияние артикуляции последующего звука на произнесение предыдущего.

В зависимости от расстояния между взаимодействующими звукамиразличаются

• контактные — при взаимодействии соседних звуков;

• дистактные — в звуках, находящихся на определенном расстоянии друг от друга.

Типы комбинаторных изменений:

• аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление) — частичное изменение артикуляций смежных звуков — согласного и гласного; происходит между звуками разных типов (гласными и согласными);

• ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление) — артикуляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах слова или словосочетания; происходит между звуками одного типа (между гласными — вокалическая ассимиляция, между согласными — консонантная ассимиляция); Ассимиляция бывает: 1 полная — оба взаимодействующих звука становятся совершенно

одинаковыми; 2 неполная, или частичная - после ассимиляции звуки сохраняют различие. Сингармонизм (от греч. syn — вместе, harmonia — созвучие), или гармония гласных — разновидность ассимиляции, сущность которой в единообразном вокалическом или консонантном оформлении слова.

Закон сингармонизма: звуки зависимых компонентов слова (аффиксов) уподобляются звукам независимых компонентов (корней). В рамках ингармонизма чаще всего бывает ассимиляция гласных по ряду или лабиализации.



Прочие комбинаторные процессы обычно основываются на ассимилятивных и диссимилятивных тенденциях. На основе ассимиляции возникают диэрезы (от греч. diairesis — деление, раздел), или выкидки, выпадение звуков в сложном сочетании звуков.

• диссимиляция (от лат. dissimilatio — расподобление) — артикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего наблюдается утрата их общих фонетических признаков; происходит между звуками одного типа (между гласными — вокалическая диссимиляция, между согласными — консонантная диссимиляция). Диссимилятивную основу имеют следующие явления:

- гаплология (от греч. haplos — простой, logos — слово) — упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного или двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов;

- эпентеза — вставка дополнительного, неэтимологического согласного между гласными в случае зияния (непосредственного соседства двух гласных); вставка мгновенного звука м/у 2 сос-ми согласны;

- протеза, или надставка) — приставление звука спереди, к началу слова;

- .метатеза (от греч. metathesis — перестановка) — перестановки в слове звуков или слогов. Встречается:

- при заимствовании иноязычных слов;

- при переходе слов из городского литературного языка в диалекты;

- в детском языке при усвоении речи взрослых.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал