Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Притчи о рассудительности. Учение по пути на страсти (Лк. 9, 51 – 19, 28 и параллельные места).




Учение по пути на страсти складывается, в основном, из притч, изложенных в соответствующем отрывке Евангелия от Луки. Вся совокупность притч делится на притчи о милосердии, о молитве, о рассудительности, о покаянии и о богатстве.

К первой группе (о милосердии) относится, прежде всего, притча о добром самарянине, изложенная в Лк. 10, 30-35. Основной ее смысл состоит в указании на то, что ближним является не тот, кто делает нам добрые дела, но наоборот – кому мы делаем добрые дела; по этой причине притча оканчивается призывом: «Иди, и ты поступай так же». Аллегорическое толкование этой притчи (Бл. Феофилакт) состоит в понимании ее как изображения жизни христианина, совершающего жизненный путь «из Иерусалима в Иерихон», встречающегося с грехом и искушениями, и получающего от Христа (самарянин) в помощь себе Таинства (масло и вино), Писание и Предание (два динария) и участие в Церкви (гостиница).

Ко второй группе притч (о молитве) относятся, во-первых, призыв Христа о настойчивости в молитве (приточный образ о двух друзьях, Лк. 11, 5-13), притча о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31), притча о неправедном судье (Лк. 18, 2-6), притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14). Основной смысл этих текстов состоит в призыве к настойчивости, постоянству, надежде и дерзновению в молитве, долженствующим быть сопряженными с верой и со смирением. При этом условии Бог не может не услышать молитву верующего.

К третьей группе (о рассудительности) относятся приточные образы о постройке башни, о царе, собирающемся на войну (Лк. 14, 25-33); притча о неверном управителе (Лк. 16, 1-12) и притча о минах (Лк. 19, 12-27). Смысл этих притч, во-первых, в утверждении необходимости разумности, рассудительности и решительности при прохождении пут духовной жизни; во-вторых, – в призыве к необходимости деятельной духовной жизни, проявляющейся в стремлении к постоянному умножению «талантов», данных Богом, и прощении должников. Христос призывает «позаимствовать метод» у «сынов века сего», заключающийся в находчивости, сообразительности и деятельности, когда речь идет о личных интересах (условно) …

Основные тексты, относящиеся к 4-й группе (о покаянии) – о покаянии ниневитян (Лк. 11, 32) (период от 2-й до 3-й Пасхи); притча о потерянной овце (Лк. 15, 4-10), о блудном сыне (Лк. 15, 11-32), о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31), поучение о прощении обид (70х7 раз в день – 17, 3-4), притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14). Содержание этих текстов утверждает необходимость покаяния как единственного основания духовной жизни и возможности общения с Богом; говорит о ценности покаяния грешников для Бога, т.е. о милосердии Божием и, следовательно, о необходимости для людей прощать обидчиков. Особняком стоит притча о мытаре и фарисее, призывающая молиться со смирением, покаянием и сокрушением сердца – именно такая молитва имеет наибольшую ценность перед Богом, как имеющая основание в сознании необходимости для человека Спасителя.



К 5-й группе (о богатстве) относятся притча о безумном богаче (Лк. 12, 16-21); поучение об отсутствии необходимости в излишней заботе о телесных нуждах (Лк. 12, 22-31); притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31) и приточный образ о верблюде и игольном ушке (Лк. 18, 18-27) в ответ на вопрос одного из начальствующих о спасении. В этих притчах содержится призыв, во-первых, к скромности в жизни, как проявлению надежды на Бога в отношении удовлетворения Им телесных потребностей человека при наличии твердой веры в Него у последнего. В этом контексте излишняя забота о телесных нуждах, как проявление, во-первых, маловерия, а во-вторых, служения богатству и материальному началу более, чем духовному, явно осуждается Христом как грех любостяжания (Лк. 12, 15). При таком строе духовной жизни естественной кажется малая вероятность возможности человека войти в царствие Божие.

ПРИТЧИ И ПОУЧЕНИЯ О РАССУДИТЕЛЬНОСТИ (в хронологическом порядке):

Лк. 10, 42: «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (96 Синопсис).

Притча о бодрствующих рабах и домоправителе (Лк. 12, 35-40): «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (99.4 Синопсис).



Притча о верном и благоразумном домоправителе (Лк. 12, 42-48). В этой притче Господь ублажает верного и благоразумного домоправителя, которого господин поставил над слугами своими, за исправное исполнение доверенной ему службы – «раздавать в свое время меру хлеба»: «Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (ст. 35-48).

Блаж. Феофилакт подчеркивает важность обоих качеств – верности и благоразумия (99.5 Синопсис).

Лк. 12, 58-59: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» (99.9 Синопсис).

Притчи о строителе башни, о царе, идущем на войну (Лк. 14, 25-35):

Начинаются с обращения к народу: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (ст. 26). «Не вознинавидит» – кажущееся противоречие с учением Господа, постольку Он:

- подтверждал важность пятой заповеди Декалога (Мф. 19, 19),

- упрекал фарисеев (Мф. 15, 3-7) за возможность ее неисполения, если скажешь «корван»,

- заповедал любить даже врагов (Мф. 5, 44).

Свт. Иоанн Златоуст: «не всех вообще родителей ненавидеть, что было бы противоестественно, но тех, которые становятся между Христом и нами, и вместо рая влекут во ад, к диаволу».

Но не лучше ли молится за нечестивых родителей, а не ненавидеть их? Эта ненависть объяснена ссылкой: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33), т.е. «ненавидеть» имеет то же смысл, что и «отрешиться от всего», – не быть привязанным, оставить.

а) Притча о строителе башни (Лк. 14, 28-30): «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?».

Блаж. Феофилакт: «Положить основание» (Лк. 14, 29) воспринять слово Божие, а «совершить» (строить) – творить дела, жить по этому учению.

Свт. Григорий Двоеслов: «Если мы хотим построить столп смирения, должны приготовить себя к неприятностям века сего; но земное строение устрояется собиранием издержек, а небесное – раздаянием имущества».

б) Притча о царе, идущем на войну (Лк. 14, 31-32): «Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире».

Свт. Григорий Двоеслов представляет числа 10000 и 20000 (Лк. 14, 31) в виде отношения 1:2 и толкует далее притчу следующим образом: Царь, грядущий на суд (Христос), будет судить вместе и дела и помыслы едва приготовленных одними делами. Необходимо послать к Нему посольство – слезы раскаяния, дела милосердия, что не можем на суде состязаться с Ним…» (109 Синопсис).

Притча о неверном управителе (Лк. 16, 1-13).«Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе… знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят…».

«Расточать» – тратить на греховную жизнь, проматывать.

«Дать отчет в управлении» – представить арендные договоры, деловые документы.

1 вариант: В этой притче многих смущает, что хозяин имения, под которым, несомненно, разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то будто, что тот, будучи отставлен от управления имением, совершил мошенничество, подделав с должниками господина своего расписки для того, чтобы «они приняли его в домы свои», т.е. чтобы снискать себе в их лице поддержку после потери должности. Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость, которую тот проявил, оказавшись в бедственном положении [Аверкий].

2 вариант: Следует обратить внимание на то обстоятельство, что когда Господь закончил притчу, она была всем ясна, поскольку никто не обратился к Нему за разъяснением. Недоумение возникло позже, когда изменились условия общественно-экономической жизни в Палестине.

Успехи исторической и археологической наук позволяют нам сказать следующее: во время земной жизни Господа при управлении имениями управляющие брали имения на откуп, т.е. они должны были заплатить владельцу определенную сумму (пшеницей, маслом или вином в зависимости от того, что выращивалось на арендуемой земле), а с арендаторами сами заключали договоры и брали с них больше, чем должны были отдать владельцу имения, – разница и была их платой за управление.

Неправедный управитель, когда был отстранен от управления имением перезаключил договоры с арендаторами и снизил суммы долгов на ту именно часть, которая должна была пойти ему, т.е. ни в коем случае не обворовывая своего хозяина [Архиеп. Лоллий (Юрьевский)].

Смысл притчи тот, что все мы – лишь временные обладатели земных благ, которые находятся в нашем распоряжении лишь потому, что Господь доверил их нам на время нашей земной жизни. И мы должны использовать эти земные блага так, чтобы с помощью их обеспечить себя в будущей вечной жизни [Аверкий].

«И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16, 8). Обычное толкование: люди мирские лучше умеют устраивать свои дела, чем христиане свои, достигая высоких, им поставленных целей. Но едва ли в то время термин «сыны света» обозначал уже христиан. А во-вторых, чем же догадливее мирские люди, привязанные к миру, людей, преданных Христу. Разве последние не показали свою мудрость в том, что все оставили и пошли за Христом? Поэтому, по мнению прот. Буткевича, «сыны века сего» – это мытари, которые по взгляду фарисеев, жили в духовной темноте, занятые исключительно мелкими земными интересами (сбором податей), а «сыны света» – это фарисеи, которые считали себя вполне просвещенными (ср. Рим. 2, 19) и которых Христос так называет, конечно, в ироническом смысле [Лопухин].

Притча о неверном домоправителе упоминает о «неправедном» богатстве, потому что нередко оно неправедно приобретается и часто неправедно употребляется. И в то же время богатство есть, и его необходимо верно применить для пользы других, т.е. сделать его средством к приобретению себе Царства Небесного [Аверкий].

Рассудительность в употреблении земных благ приводит ко спасению. К погибели, как показано в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31) приводит, несмотря на знание закона и пророков, неумение рассудить значение своего богатства (111 Синопсис).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал