Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационная структура предприятия






В процессе организационного планирования формируется орга­низационная структура предприятия, направленная на установле­ние четких взаимосвязей между его отдельными подразделениями:

определяются количество и размер цехов, их взаимоподчиненность, размеры и организационная структура обслуживающих и управлен­ческих подразделений (маркетинга, материального обеспечения, сбыта и т.д.), а также администрации.

В теории и на практике выработаны различные типы организа­ционных структур, которые могут быть использованы с учетом осо­бенностей конкретных предприятий.

Основными характеристиками организационной структуры яв­ляются: численность управленческого персонала по функциям уп­равления, численность линейного управленческого персонала, ко­личество уровней иерархии системы управления предприятием, количество структурных звеньев на каждом уровне, степень цент­рализации управления.

Доминирующим фактором, влияющим на значение этих характеристик, является объём работ по управлению предприятием, который зависит от состава и содержания функции управления, трудоемкости и периодичности решения задач управления.

Традиционно построение организационной структуры начина­ют с обследования существующей (или аналогичных) системы уп­равления. При этом обычно используется так называемые архивный (на основе анализа документов по существующей системе управле­ния) или опросный (путем анкетирования или интервьюирования работников аппарата управления) подходы к обследованию. В обо­их случаях, а также при их сочетании представления, получаемые о системе управления, отражают мнения (зафиксированные в доку­ментах или высказанные в устной форме) работников аппарата уп­равления. заинтересованных в сохранении существующей структу­ры, что делает этот метод недостаточно эффективным.

Разработка оргструктуры предприятия является сложным и дли­тельным процессом и проходит ряд этапов.

В ряде методик в качестве первого этапа рассматриваются кон­цепции развития (создания) объекта управления и его системы уп­равления. В процессе разработки такой концепции решаются воп­росы о роли оргструктуры, значимости той или иной функций в основной деятельности предприятия.

При разработке концепции может использоваться моделирова­ние. Модели должны отражать взаимодействие системы со средой (например, в результате моделирования может быть определена роль предприятия в выполнении программы социального развития реги­она) или между объектом управления, системой управления и конеч­ными продуктами. Однако доказательство адекватности моделей и результатов моделирования обычно на начальном этапе разработ­ки оргструктуры весьма затруднено и поэтому основным методом разработки концепции является активизация интуиции и опыта специалистов (например, путем использования «мозговой атаки» или подготовки вариантов концепции в форме «сценариев» и их обобще­ния).

Для разработки организационной структуры предприятия необходимо:

• подготовить учредительные документы и внутрифирменные регламентирующие положения;

• определить перечень основных и вспомогательных подразделений, их функции и порядок взаимодействия между ними;

• распределить обязанности по вертикальной структуре управ­ления;

• дать характеристику главных менеджеров - квалификация; опыт, принципы оплаты труда и др.;

• привести описание учредителей предприятия (собственников) - перечень лиц и доля каждого в уставном капитале и другие данные.

Финансовый план и бюджет предприятия

Для принятия окончательного решения по предпринимательско­му проекту необходимо четко определить инвестиции и производ­ственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет в конечном счете зависеть от их размеров, структуры и графика осу­ществления.

Инвестиции и основные элементы производственных издержек, определенные в предыдущих разделах плана, сводятся в финансо­вом плане с тем, чтобы рассчитать общие инвестиционные затраты и определить финансовую и экономическую рентабельность проекта.

При сведении воедино суммы инвестиций и производственных издержек особое внимание следует обратить на график их осу­ществления, поскольку эти сроки оказывают влияние на движение наличностей при реализации проекта и его норму прибыли. Плани­рование инвестиций и производственных издержек следует осуще­ствлять на годичной основе с учетом результатов анализа движения наличности.

Общая сумма инвестиционных затрат на осуществление пред­принимательского проекта включает прежде всего издержки на фор­мирование основного капитала (инвестиций), оборотного капитала и производственных издержек. Причем основной капитал представ­ляет собой средства, необходимые для строительства и оснащения оборудованием инвестируемого проекта, а оборотных капитал - сред­ства, необходимые для функционирования проекта (схема 55).

Основной капитал складывается из первоначальных инвести­ций и капитальных затрат на подготовку производства.

К первоначальным инвестициям относятся затраты на:

а) подготовку земельного участка и площадки предприятия;

б) здания и гражданские сооружения;

в) машины и оборудование, включая вспомогательное;

г) некоторые приобретенные части основного капитала, та­кие, как права на промышленную собственность. Для того чтобы получить сумму первоначальных инвестиций, со­ставляется специальная форма (табл. 10).

Таблица 10. Первоначальные инвестиции

Категории инвестиций Величина тыс. руб.
1. Земля 2. Подготовка и освоение площади 3. Сооружения и объекты гражданского строительства а) здания и объекты гражданского строительства; б) вспомогательные объекты обслуживания 4. Основной акционерный капитал 5. Машины и оборудования Всего первоначальных инвестиций  

Помимо первоначальных инвестиций любой предприниматель­ский проект влечет за собой некоторые затраты на стадии, предше­ствующей производству, которые образуются, например, в ходе при­обретения или формирования основного капитала. Эти затраты складываются из ряда возникающих на различных стадиях состав­ления и осуществления проекта статей и включают следующие рас­ходы.

1. Предварительные расходы (возникающие во время регистра­ции и образования компании) и расходы на эмиссию ценных бумаг. Последние включают затраты на подготовку и выпуск проспектов, рекламу, объявления через средства массовой информации, комис­сионные за размещение ценных бумаг, брокерские операции, на об­работку заявлений на акции и распределение акций. В предвари­тельные расходы входят также вознаграждения за юридическое оформление заявлений на получение ссуд, заключение договоров на покупку земельных участков и т. д.

2. Расходы на предварительные исследования, в том числе:

а) расходы на прединвестиционные, конъюнктурные, инже­нерные и иные исследования (например, отчет о проектно-конструкторской разработке проекта), проводимые в целях осуществления проекта:

б) вознаграждения консультантам за подготовку исследова­ний, проектирование и руководство строительными и мон­тажными работами;

в) прочие расходы.

3. Расходы на подготовку производства, которые включают:

а) зарплату, отчисления на социальное страхование и допла­ты персоналу, занятому в период подготовки производства:

б) проездные расходы:

в) затраты на подготовительные сооружения типа общежитии для рабочих, временных административных помещений, складов и т. д.:

г) издержки на рекламу будущей продукции при подготовке к производству, создание сети сбыта и рекламные объявле­ния:

д) издержки на подготовку кадров:

е) выплату процентов по займам в ходе строительства.

4. Расходы на пусконаладку и сдачу в эксплуатацию, включаю­щие вознаграждения за руководство пусковыми операциями, зарп­лату, отчисления на социальное страхование и дополнительные вып­латы по персоналу, занятому на пусконаладке, стоимость потребленных производственных и вспомогательных материалов, затраты на вспомогательные и прочие средства, необходимые для пусконаладки (табл. 11).

Таблица 11. Капитальные расходы (инвестиции) на стадии подготовки к производству

 

Категория Величина, тыс. руб.
1. Прединвестиционные исследования    
2. Подготовительные изыскания    
3. Руководство осуществлением проекта    
4. Составление подробных планов, участие в торгах    
5. Надзор, координация, пусконаладка и сдача граж­данских сооружений, оборудования и предприятия    
6. Создание административного аппарата по найму и подготовке рабочих, ИТР и служащих    
7. Соглашение о поставках    
8. Соглашение о сбыте    
9. Установление контактов    
10. Предварительные расходы и расходы на выпуск ценных бумаг    
Итого    

 

Оборотный капитал означает финансовые средства, необходимые для эксплуатации объекта в соответствии с его производствен­ной программой. Оборотный капитал представляет собой текущие оборотные средства за вычетом краткосрочных обязательств, т. е. счета дебиторов, товарно-материальные ценности (сырье, вспомогательные материалы, запасные части и мелкий инструмент), неза­вершенную и готовую продукцию и наличные средства. Краткосроч­ные обязательства складываются главным образом из подлежащих оплате счетов (кредиторов), на которые проценты не начисляются.

1. Счета дебиторов. Размеры этой статьи определяются торгово-кредитной политикой компании. Учитывая, что доли продаж в кре­дит от общего объема продаж у разных компаний различны и зави­сят от обстановки, сложившейся в данной отрасли, дать правильную общую оценку представляется достаточно трудным. Поэтому в каждом конкретном случае оценку следует производить по следующей формуле:

 

Сумма Сроки кредита (помесячно) * Общий

Дебиторской = 12 месяцев ежегодный

Задолженности объём продаж

 

2. Товарно-материальные ценности. На потребность в оборотном капитале значительное воздействие оказывает объем капитальных средств, находящихся без движения в форме товарно-материальных ценностей. Необходимо стремится к максимальному сокращению их объема.

Производственные материалы. При исчислении запасов произ­водственных материалов следует обращать внимание на источники и способы их доставки. Если материалы могут быть быстро достав лены в необходимых количествах, то следует создавать лишь ограниченные запасы, за исключением тех случаев, когда они требуют особых способов хранения. Если материалы импортируются, а условия импорта не стабильны, то можно образовать товарно-материальные запасы в объеме шестимесячной потребности. Другими факторами, оказывающими влияние на объем товарно-материальных ценностей, являются надежность и сезонность поставок, количество поставщиков, возможность замены одних поставок другими и предполагаемые изменения цен.

Запасные части. Объем складируемых запасных частей зависит от наличия их на месте, операций импорта и возможностей обеспечения технического обслуживания в данном районе, а также от характера самого предприятия. Обычно на предприятии создается первоначальный объем запасных частей.

Незавершенная продукция. Для оценки объема незавершенной продукции необходимо произвести анализ процесса производства и степени отработки отдельных материалов, обеспечиваемых на каждой стадии. Этот объем выражается в месячной (или суточной) продукции в зависимости от характера изделия. Для продукции ма­шиностроения он может достигать нескольких месяцев. Стоимость незавершенной продукции исчисляется также на основе ее заводс­кой себестоимости.

Готовые изделия. Запасы готовых изделий зависят от таких фак­торов, как характер изделия и особенности сбыта. Их стоимость ис­числяется также на основе заводской себестоимости.

3. Наличность на руках и банковские счета. Оборотный капитал может возрасти за счет начисляемых процентов. Из осторожности можно также иметь некоторую наличность в кассе за счет выделе­ния из оборотного капитала резерва на непредвиденные расходы (до 5%). Конкретный размер наличности регулируется нормативными документами.

4. Счета кредиторов. Сырье и вспомогательные материалы, то­варно-материальные ценности, вспомогательные средства и т. д. обычно приобретаются в кредит, предоставляемый на определенное время. Начисленные налоги также уплачиваются по истечении оп­ределенного срока и представляют собой еще один источник средств, аналогичных счетам, подлежащим оплате. Такие кредиту­емые платежи сокращают объем необходимого чистого оборотного капитала.

При исчислении потребности в оборотном капитале необходимо прежде всего определить минимальное число дней, обеспеченных те­кущими активами и пассивами. Затем следует исчислить годовую заводскую себестоимость и производственные издержки, посколь­ку именно на их основе подсчитывается стоимость некоторых состав­ляющих текущих активов. Учитывая, что потребность в оборотном капитале возрастает по мере постепенного выхода проекта на пол­ную мощность, следует подготовить данные о заводской себестои­мости и производственных издержках для периодов пусконаладки и выхода производства на полную мощность.

Следующим шагом является определение коэффициента обора­чиваемости составных частей текущих активов и пассивов, который может быть найден в результате деления 360 дней на количество дней минимального обеспечения. В дальнейшем данные об издержках по каждой статье текущих активов и пассивов делятся на соответству­ющие коэффициенты оборачиваемости и вносятся в табл. 12. И, на­конец, путем вычитания текущих пассивов из суммы текущих акти­вов получают сумму необходимого чистого оборотного капитала для различных стадий производства. Одновременно определяется необ­ходимая сумма наличности в кассе предприятия.

Таблица 12. Расчет потребности в оборотном капитале

 

Статья Потребность
Год пуска При работе на полную мощность, тыс. руб.
1. Текущие активы Суммы по счетам, подлежащим оплате Стоимость товарно-материальных ценностей а) сырье и материалы б) запчасти в) незавершенная продукция г) готовая продукция Наличность Текущие пассивы 2. Подлежащие оплате счета (кредиторов) 3. Оборотный капитал. Всего        

Особое значение имеет исчисление потребности в оборотном капитале на стадии технико-экономического исследования, поскольку оно вынуждает предпринимателя подумать о средствах, необходимых для финансирования эксплуатации проекта.

Таким образом, исходя из сумм расходов на подготовку производства, фиксированных инвестиций и расчетов чистого оборотного капитала, можно исчислить общую потребность в финансовых ресурсах (табл. 13).

Таблица 13. Общая потребность в финансовых ресурсах

Категория инвестиций Величина
1. 2. 3. Первоначальные инвестиции Капитальные расходы в период подготовки производства Оборотный капитал (при работе на полную мощность)    
     

 

Для реализации предпринимательского проекта в бизнес-плане в зависимости от конкретных условий могут быть предусмотрены различные источники финансирования.

Для финансовых расчетов используются специальные ведомости:

• таблица движения наличности;

• ведомость чистого дохода;

• проектный баланс.

Модель денежных потоков составляется для согла­сования по времени притока средств (дохода от продаж и других по­ступлений) с оттоком средств на инвестиции, затраты производства и другие расходы.

Выручка от реализации продукции определя­ется на основе прогнозных объемов продаж по годам и прогнозных цен на единицу продукции. Прогноз объемов продаж - результат мар­кетинговых исследований, ожидаемого прироста производства про­дукции и производственной мощности предприятия.

Оценка прироста производства продукции должна исходить из анализа перспектив развития отрасли и ретроспективных тенденций развития предприятия.

Оценка ежегодного роста цен на продукцию предприятия основывается на макроэкономических и отраслевых исследованиях, а также на данных о росте цен в прошлые годы.

Эффективность реализации предпринимательских проектов в России с 1994 г. принято характеризовать системой показателей, от­ражающих три взаимосвязанных уровня оценки: коммерческий, бюджетный и народнохозяйственный.

Для финансовой оценки предпринимательского проекта приме­няется система показателей (коэффициентов), характеризующих ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов и акционерного капитала

Финансовая оценка предпринимательского проекта и его вариантов осуществляется также с помощью системы показателей.

Чистая текущая стоимость определяется по каждому году пе­риода функционирования проекта путем дисконтирования разно­сти всех оттоков и притоков средств к какому-либо моменту времени (как правило, началу осуществления проекта) при фиксированной, заранее определенной норме процента.

Значения ЧТС, полученные по каждому году, затем суммируются:

ЧТС = ЧПН1 + (ЧПН2 • K2 + (ЧПН3 • K3) +... + (ЧПНn • Кn),






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.