Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Инновационная и инвестиционная деятельность фирмы. Система финансирования инновационной деятельности состоит из взаимосвязанных элементов и включает:






Система финансирования инновационной деятельности состоит из взаимосвязанных элементов и включает:

• источники поступления финансовых средств для осуществле­ния инновационной деятельности (процесс финансирования);

• механизм аккумуляции поступающих средств;

• политику (принципы) вложения мобилизационного капитала;

• механизм контроля за инвестициями;

• механизм возвратности авансированных средств.

Финансовое обеспечение инновационной деятельности - это дея­тельность по привлечению, распределению и использованию капита­ла, а также по управлению им на рынке рисковых капиталов. Являясь составной частью инновационной сферы, инновационный капитал опосредует каждый этап инновационной деятельности. Наиболее значительными частями совокупного национального капитала, об­служивающего инновационную деятельность, являются государст­венный капитал, ссудные капиталы, инвестиции в ценные бумаги, венчурный капитал и собственный капитал предприятий.

Финансовые ресурсы коммерческого предприятия делят на внут­ренние и внешние. Основные источники финансовых средств в об­щем виде разделяют на источники средств долгосрочного и кратко­срочного назначения.

Финансовый капитал (финансовые средства долгосрочного на­значения) коммерческого предприятия разделяют на собственный и заемный капитал.

Собственный капитал включает уставный капитал, накопленные предприятием средства, в том числе резервный капитал, а также средства целевого финансирования, поступившие в виде ассигнова­ний, дотаций, благотворительных взносов, пожертвований и др.

Уставный капитал состоит из средств, предоставленных собст­венниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Вкладами в уставный капитал могут быть денежные средства, мате­риальные и нематериальные активы. Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств, и его величина фикси­руется при регистрации предприятия.

Формирование уставного капитала может сопровождаться полу­чением дополнительного источника средств эмиссионного дохода. Он возникает при первичном размещении акций по ценам, превы­шающим номинал.

Накопленный предприятием собственный капитал формируется из трех источников. Основной источник средств - прибыль от произ­водственной и финансовой деятельности, которая накапливается в виде резервного капитала, нераспределенной прибыли и фондов на­копления. Второй источник - амортизационные отчисления. Третий источник - средства от увеличения стоимости основного капитала предприятия при переоценке основных фондов.

Прибыль - основной источник формирования резервного капита­ла. Резервный фонд создается для покрытия убытков предприятия, для погашения облигаций и выкупа собственных акций. Резервный капитал не может быть использован для целей потребления, а поря­док его формирования регламентируется нормативными и уставными документами.

Основная цель образования фонда накопления - приобретение нового основного и оборотного капитала. Добавочный капитал обра­зуется при переоценке основных фондов и других материальных ценностей.

К основным источникам заемных средств предприятия относятся:

• государственные кредиты, кредиты региональных органов:

• долгосрочные кредиты банков;

• средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

• кредиторская задолженность.

Финансовые средства краткосрочного назначения также могут быть как собственными, так и заемными. Собственные средства коммерческого предприятия для покрытия краткосрочных потребно­стей составляют выручка от реализации и внереализационные дохо­ды, устойчивые пассивы, выручка от реализации имущества.

В составе выручки наибольшее значение в отношении направле­ний использования имеют прибыль и амортизационные отчисления. Использование иных средств ограничено нормативными документа­ми по начислению налогов, выплате заработной платы, оплате счетов и др.

Кроме средств от производственной деятельности источниками собственных финансовых ресурсов являются также средства от фи­нансовой деятельности предприятия, Часть этих средств, состоящая из поступлений от размещения акций на первичном рынке, образует финансовый капитал. Другая часть средств, образуемая дивидендами и процентами по ценным бумагам других предприятий и государст­ва, страховых вознаграждений, поступлений с валютных счетов при падении курса рубля и др., может использоваться как источник средств краткосрочного назначения.

Основными видами заемных средств краткосрочного назначения являются краткосрочные кредиты банков и коммерческие кредиты, оформленные в виде простых векселей.

Банковские кредиты классифицируются по срокам возврата, на­значению, уровню риска и др. Наиболее распространенными видами кредитов, предоставляемых банками коммерческим предприятиям являются: контокоррентный, целевой, проектный, ипотечный. В на­стоящее время кредиты банков под инновационные проекты редко встречаются в отечественной банковской практике.

В рамках системы финансирования инновационной деятельности роль банков не должна ограничиваться только прямым кредитовани­ем, предоставлением кредитных ресурсов от имени сторонних инве­сторов и другими формами участия. Диверсифицируя свою деятель­ность, кредитные организации начинают использовать новые для нашей страны виды банковских операций, активнее внедряться в хозяйственную деятельность своих клиентов, в том числе через та­кую форму финансирования и кредитования обновления производст­ва, как лизинг. Лизинг является видом предпринимательской дея­тельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных (собственных или заемных) финансовых средств, когда по договору финансовой аренды лизингодатель обязуется при­обрести в собственность у определенного продавца обусловленное договором имущество и предоставить его лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей. В нашей стране имеются большие перспективы для лизинга, особенно в ситуации, когда на повестку дня встает вопрос об активизации ин­вестиционного процесса, техническом перевооружении и модерниза­ции производства.

Основными источниками финансирования инноваций являются:

• собственные финансовые средства, иные виды активов (ос­новные фонды, земельные участки) и привлеченные средства;

• ассигнования из центрального, регионального и местного бюджетов;

• иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финан­сового или иного участия в уставном капитале;

• кредиты, в том числе государственные на возвратной основе,
коммерческих банков и иностранных инвесторов.

В настоящее время финансирование инноваций коммерческими предприятиями осуществляется в основном за счет собственных ис­точников: амортизации основного капитала, прибыли и резервных фондов. Большинство коммерческих предприятий не может рассчи­тывать на внешнее финансирование. Ориентация на рынок ино странных инвестиций несет за собой ряд крупных проблем, главная из которых заключается в том, что иностранные инвесторы опреде­ляют направления вложения средств исходя из собственных интере­сов и большой выгоды. Важную роль должна играть государственная политика, ибо мировой опыт свидетельствует о том, что сначала не­обходимо оживить производство, за которым позднее должен после­довать рост инвестиционного спроса.

Стратегия стимулирования персонала фирмы. Важнейшей со­ставляющей экономической стратегии является разработка системы стимулирования работников фирмы. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выработке стра­тегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долго­срочными интересами фирмы. Система стратегического стимулиро­вания должна создавать мотивационное поле, под воздействием ко­торого возбуждается заинтересованность персонала фирмы в эффек­тивном, высококачественном и своевременном удовлетворении тре­бований рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности и запросы потенциальных клиентов фирмы, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности фир­мы по выполнению ее миссии в стратегической перспективе.

Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы является, по существу, обобщением всех составляющих эко­номической стратегии. Ее главная задача - это раннее обнаружение так называемых «слабых сигналов», предотвращающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы проти­водействие этим явлениям. Важно отличать стратегию и тактику на предотвращение банкротства. Если тактика ориентирована на факти­ческое финансовое состояние фирмы в текущий период ее деятель­ности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшее время, то стратегия должна исходить из прогнозов воз­можных последствий тех или иных стратегических долговременных решений.

Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной, ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии.

К локальным относятся цели подчиненного характера, т. е. цели, совокупное достижение которых позволяет реализовать глобальную цель экономической стратегии. Общими требованиями, предъявляе­мыми к локальным целям, являются следующие:

1. конкретность и измеримость;

2. ориентированность во времени (долгосрочные, среднесрочные,
краткосрочные);

3. достижимость;

4. взаимоподдержка (непротиворечивость).

Таким образом, локальные цели экономической стратегии ини­циируются внешними и внутренними факторами: детерминантами «национального ромба» и стратегическим потенциалом фирмы. Их совместное влияние позволяет сформировать миссию фирмы, ее производственный профиль и конкурентный статус.

Формирование миссии фирмы является важнейшим элементом (целью) экономической стратегии. Миссией принято называть ос­новную общую цель - четко выраженную причину существования фирмы. Формулировка миссии фирмы должна содержать следующие элементы:

1. задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее
основных рынков и основных технологий. Миссия отвечает на
вопрос, какой предпринимательской деятельностью занимается
фирма;

2. внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы, задавая ей набор ограничений и условий
функционирования;

3. культура фирмы (т. е. ответы на вопросы, какого типа рабочий
климат существует внутри фирмы; какого типа людей привлекает
этот климат). Иначе говоря, культура - это имидж фирмы, ее положение, представление о ней в общественном сознании. Миссия фирмы должна служить фактором привлечения клиентов, она должна показывать, какие потребности клиента фирма может удовлетворить наиболее эффективно. С другой стороны, выбор мис­сии фирмы - это первый шаг на пути к процветанию или банкротст­ву. Ограничительное толкование миссии фирмы отрицательно ска­зывается на способности фирмы гибко реагировать на изменения требований рынка. Расширительное толкование миссии фирмы мо­жет существенно снизить продуктивность использования фирменных ресурсов и в конечном итоге привести к утрате конкурентного пре­имущества и банкротству фирмы.

Миссия фирмы предопределяет ее производственный профиль, т. е. состав, структуру и качественные характеристики ресурсов, которы­ми располагает фирма для выпуска товаров (услуг), удовлетворяю­щих запросы покупателей в обслуживаемых сегментах рынка. Про­изводственный профиль характеризует приспособленность произ­водственного аппарата фирмы к достаточно длительному выпуску определенного набора товаров и услуг.

Производственный профиль отражает предельные возможности, ограничивая товарный ассортимент, к изготовлению которого при­спосабливается фирма. Это ограничение характеризуется категорией, именуемой широтой производственного профиля, т. е. размером множества продуктов, которое может выпускать фирма без сущест­венных изменений в составе, структуре и качественных характери­стиках всех видов ресурсов, которыми располагает фирма.

Следует отметить, что широта профиля является одним из важ­нейших объектов стратегического управления, Чрезмерно узкий профиль, т. е. чрезмерно ограниченный товарный ассортимент, кото­рый способна выпускать фирма, с одной стороны, позволяет приме­нять высокопроизводительное оборудование и за счет этого получать положительный эффект масштабов производства. С другой стороны, узкоспециализированная фирма обладает большой инерционностью, она консервативна по отношению к процессу обновления продукции, выводу на рынок новых товаров, проходу по новым сегментам рынка и другим средством поддержания высокого уровня конкурентного преимущества.

Чрезмерная широта профиля приводит к необходимости значи­тельного увеличения инвестиций в материально-техническую базу для придания ей свойств внутренней гибкости. В то же время широ­кий профиль способствует быстрому захвату новых сегментов рынка, обеспечивает маневренность фирмы, ее внешнюю гибкость.

Таким образом, экономическая стратегия должна формировать правила и приемы нахождения предпочтительной (оптимальной) широты производственного профиля, применительно к потенциаль­ному уровню нестабильности внешней среды.

Другой важнейшей агрегированной локальной целью экономиче­ской стратегии является формирование конкурентного статуса фир­мы. Отметим, что названные две агрегированные цели (формирова­ние миссии и конкурентного статуса фирмы) взаимосвязаны и про­тиворечивы. Они поддерживают и дополняют друг друга, и если мис­сия отвечает на вопросы, что и для кого производить, то конкурент­ный статус фирмы - как производить, какими средствами, чтобы сохранить конкурентное преимущество.

Поскольку достижение каждой из агрегированных локальных це­лей представляет собой сложный, многоступенчатый процесс реали­зации взаимоувязанной по времени и ресурсам разнообразной дея­тельности, необходимо выделить детализированные локальные цели экономической стратегии. Эти локальные цели могут иметь импли­цитный (т. е. подразумеваемый, невыраженный) и эксплицитный (имеющий открытое выражение) характер.

Рассмотрим пример формирования миссии фирмы. Для того что­бы определить, что, сколько и для кого производить, необходимо решить три взаимоувязанные задачи. Во-первых, необходимо выяс­нить в каких отраслях потребления сложились наиболее благоприят­ные условия для функционирования фирмы. Во-вторых, необходимо определить, где, у кого, на каких условиях можно будет приобретать

требуемые для производства ресурсы. В-третьих, нужно четко пред­ставлять себе потенциальную угрозу и благоприятное отношение со стороны многочисленных групп стратегического влияния (начиная от властных структур, кончая обществами защиты животных, люби­телей пива и т. п. контрактными аудиториями), ожидающие фирму в случае выбора той или иной миссии.

Эти цели трудно, а порой и невозможно квантифицировать. Можно лишь подразумевать, что мы учли все «за» и «против», вы­брав ту или иную стратегическую зону хозяйствования, зону страте­гических ресурсов, оценив степень благоприятствования, влияния той или иной группы, контрактной аудитории и т. д. Поэтому такие детализированные локальные цели будут иметь имплицитный харак­тер.

Однако, как только взаимоотношения фирмы с потенциальными потребителями продукции, поставщиками ресурсов и группами влияния приобретут характер конкретных соглашений, т. е. когда они будут выражены категорией рыночных трансакций, эти локальные цели становятся измеримыми, ориентированными во время, дости­жимыми и взаимно поддерживающими.

Исходя из существа и особенностей экономической стратегии, можно выделить следующие этапы формирования экономической стратегии:

1. Анализ нестабильности внешней среды фирмы и выбор стратеги­ческого управления, наиболее приемлемого для прогнозируемого
уровня нестабильности в исследуемой перспективе.

2. Анализ достигнутого уровня конкурентного статуса фирмы и
выявление локальных стратегических целей, достижение которых
позволит в условиях прогнозируемого уровня нестабильности
внешней среды обеспечить конкурентное преимущество фирмы.

3. Выбор наиболее эффективных средств достижения стратегиче­ских целей за счет усиления стратегического потенциала фирмы и более полного использования благоприятных условий, форми­руемых детерминантами «национального ромба».

4. Разработка и реализация стратегической программы техническо­го и социального развития фирмы на планируемую перспективу, корректирование ее с учетом анализа обратных связей.

 

Список рекомендуемой литературы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.