Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг






Под стратегией поведения на рынках ценных бумаг (ЦБ) и денег (РД) будем понимать правила и приемы наилучшего размещения денег в ценные бумаги и (или) под проценты, а также получение кре­дитов. Для одних это стремление к стабильности, т. е. предпочтение отдается относительно скромным, но надежным доходам, другие же идут на значительный риск, если предполагаемый успех сулит значи­тельную прибыль, а кто-то стремится занять место посередине. Сре­ди зарубежных специалистов нет единства в оценке стратегических планов, к тому же накопленный опыт и статистические данные про­шлых лет в данной области не всегда можно использовать для при­нятия правильных решений в наши дни. Поэтому в данном случае будут рассмотрены только те способы формирования финансовой стратегии, которые не вызывают сомнений и которыми свободно владеют очень многие предприниматели в странах с развитыми ры­ночными отношениями.

Охарактеризуем факторы, формирующие стратегию поведения фирмы на рынке ссудного капитала в трех ситуациях (рис. 11.1).

Направления взаимодействия фирмы с рынком денег, обуслов­ленные наличием свободных денежных средств, краткосрочных дол­говых обязательств и возможностью получения быстрого дохода по ним, особых вопросов не вызывают, так как не имеют для предпри­ятия большого значения.

Особое внимание заслуживает момент принятия решения фирмой о привлечении заемных средств. Принятие решения фирмой о при­влечении заемных средств складывается под влиянием целого ряда факторов как объективного, так и субъективного свойства (рис. 11.2).

Состав и механизм влияния объективных факторов обусловлива­ет ситуация, сложившаяся на финансовом рынке, макроклимат в эко­номике страны и общее состояние деловой активности. Главным образом влияние объективных факторов связывается через устано­вившийся на денежном рынке уровень учетной ставки по денежным ресурсам. С учетом структуры финансового рынка спрос на денеж­ные средства дляфинансирования инвестиций со стороны фирм и государства уравновешивается предложением денежных средств со стороны домашних хозяйств, фирм и корпораций, а также со стороны иностранного капитала. Денежные средства, предоставляемые насе­лением, и иностранный капитал носят постоянный характер, так как денежные средства домашних хозяйств представляют собой сбере­жения, которые всегда остаются после текущего потребления, а ино­странный капитал - вследствие свободного перемещения капитала в наиболее выгодные точки приложения. Сбережения же, представ­ляемые фирмами, носят краткосрочный характер, так как большая часть сбережений фирм принимает форму нераспределенной прибы­ли и амортизационных отчислений. Кроме того, на равновесную цену оказывают влияние еще ряд факторов, процентная ставка на ссудный капитал, биржевые котировки ЦБ, посредники (брокеры и инвести­ционные дилеры на рынке ценных бумаг, коммерческие банки на рынке денег).

При рассмотрении субъективных факторов очень важно опреде­лить, к какому типу относится данная фирма. По нашему мнению, тип предприятия определяют следующие признаки:

1. сфера деятельности: промышленность, торговля, финансы, сельское хозяйство, строительство и т. д.;

2. цели функционирования фирмы:

• долгосрочное сотрудничество с партнерами и клиентами с
возрастающей привлекательностью имиджа;

• деятельность без особых притязаний на общественное при­знание и финансовое благополучие;

• спекулятивное (скандальное впоследствии) краткосрочное, но
навязчивое пребывание на рынке товаров и услуг с целью
присвоения как можно больших сумм денежных средств и
уход с рынка;

3. методы решения задач при достижении целей функционирова­ния:

• взвешенные, максимально обоснованные действия;

• интуитивные, с расчетом на везение, действия;

• безответственные, вызывающие действия, построенные на
фальсификации реального положения дел в фирме и рассчитанные на прямой обман партнеров и клиентов.

При определении потребности в денежных ресур­сах, предпринимателю необходимо учитывать следующее:

• для какой цели требуются средства и на какой период;

• можно ли изыскать необходимые средства в рамках компании
или придется обращаться к другим источникам;

• каковы будут затраты при уплате долгов.

Вкладывая денежные средства в ценные бумаги, каждый пред­приниматель стремится получить доход и одновременно подвергает­ся риску. Постоянно меняющаяся рыночная ситуация приводит к тому, что одинаковым доходам может отвечать различная степень риска, и наоборот, при одном и том же риске доходы могут сущест­венно различаться. Поэтому всегда встает вопрос: как, совершая сделки и перераспределяя деньги между различными ценными бума­гами, быть в постоянном выигрыше? Конкретного ответа на этот вопрос, конечно же, нет, но существует целый ряд способов, опреде­ленный набор правил и ограничений, с помощью которых можно максимально приблизиться к поставленной цели.

Перед тем как рассмотреть конкретные ситуации, которые могут возникнуть при вложении денежных средств в ценные бумаги, необ­ходимо вспомнить некоторые их особенности как основные, так и производные.

Привлечение денежных ресурсов в сферу бизнеса возможно в ви­де займов и вкладов. В первом случае деньги даются во временное пользование и подлежат возврату в соответствии с условием догово­ра. Процент за пользование заемными средствами устанавливается заранее и не зависит от последующего уровня доходов производства. Во втором случае вкладчик становится равноправным совладельцем бизнеса, при выигрыше он участвует в распределении прибыли про­порционально своему вкладу, а при убыточности несет потери. Соот­ветственно двум формам привлечения средств предлагаются две основные категории ценных бумаг - облигации и акции.

Владелец акций может перепродать их на бирже или на свобод­ном рынке, но только по рыночной стоимости. Эта стоимость мало зависит от той номинальной цены, по которой компания выпускала их в первоначальную продажу. Она может быть значительно выше или ниже в зависимости от двух основных факторов — доходов ком­пании и количества предложений от продавцов других, не менее привлекательных акций. Различают около шести видов акций, ос­новными из которых являются обыкновенные и привилегированные.

Необходимо отметить, что почти все ценные бумаги, за исключе­нием обыкновенных акций имеют фиксированные доходы и не зави­сят от размера прибыли. Поэтому весь эффект от высоких прибылей приходится на владельцев обыкновенных акций. Кроме того, цены обыкновенных акций преуспевающих компаний на рынке ценных бумаг быстро поднимаются под действием ажиотажного спроса, что позволяет иногда получать высокий доход от своевременной их про­дажи. К тому же, по мнению многих зарубежных специалистов, обыкновенные акции - наиболее надежный вид бумаг в инфляцион­ных ситуациях.

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее вла­дельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возмес­тить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмот­ренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента. Процент по ним выплачивается и при убыточности. Различаются облигации именные и на предъявителя, процентные или беспроцентные, сво­бодно обращающиеся или с ограниченным кругом обращения.

Опционные сделки - это молодое и быстро развивающееся направ­ление биржевой торговли, но без которого деятельность на современ­ном рынке ценных бумаг не мыслима, Опционы, как акции, облигации и прочие ценные бумаги, могут использоваться и с долговременными целями, и при краткосрочных спекулятивных операциях.

Опцион представляет собой двусторонний договор (контракт) о передаче права (для покупателя - держателя опциона) и обязательст­ва (для продавца - подписчика опциона) купить или продать опреде­ленный актив (ценные бумаги, валюту и т. д.) по определенной фик­сированной цене (цена-страйк) в заранее согласованный срок или в течение согласованного периода (срок действия опционного кон­тракта). Покупатель контракта выплачивает его продавцу (подписчи­ку) так называемую опционную премию, являющуюся ничем иным, как ценой опциона, продавец же должен предоставить строго опре­деленные гарантии выполнения своих обязательств в виде залога или ценных бумаг.

По направлению сделок с базовыми акциями различают три типа опционов:

• опцион на покупку (call), означает право на приобретение в
любой момент контрактного срока указанных в контракте ак­ций в установленном количестве и по установленной цене;

• опцион на продажу (put), действует в противоположном на­правлении, позволяя покупателю сдавать указанные в кон­тракте акции по фиксированной на срок действия контракта цене;

• двойной опцион; различают стеллаж и спрэд:

• put и call с одинаковой ценой-страйк;

• put и call с разными ценами-страйк (цена-страйк у put ниже
рыночной цены базовых акций на момент подписания у call -
выше).

Спрэд - комбинация call-call или put-put с разными ценами-страйк и/или сроками истечения.

Наряду с этим существует еще три принципиально различных вида опционов:

• внутренние опционы, имеющие цену-страйк ниже действую­
щей рыночной цены базовых акций для call и выше рыночной
цены для put. Формально это означает, что покупатель такого
опциона может немедленно воспользоваться своим правом и
получить чистый доход. Однако премия по внутренним оп­ционам всегда перекрывает указанную разницу цен, для таких опционов действует понятие внутренняя цена - разница меж­ду рыночной ценой и ценой-страйк;

• рыночные опционы, имеющие цену-страйк равную или очень
близкую к курсу базовых акций на момент продажи опциона;

• внешний опцион, имеет цену-страйк значительно выше курса
базовых акций для call и значительно ниже для put. Причем
премия у данного вида опциона наименьшая.

Также различают индексные, валютные и фьючерсные опционы.

Фьючерс, или фьючерсный контракт - это двусторонний договор, по которому покупатель обязуется принять, а продавец поставить указанное в контракте количество продукции по цене, установленной при заключении сделки на определенную будущую дату.

Различают валютные фьючерсы, фьючерсы на бумаги с фиксиро­ванными доходами, индексные фьючерсы.

Валютные фьючерсы представляют собой контракты на будущий обмен одной валюты на другую по заранее определенному курсу.

Фьючерсы на бумаги с фиксированными доходами своеобразный и в профессиональном отношении наиболее ответственный вид фью­черсов. Его предметом являются будущая поставка ценных бумаг с гарантированным фиксированным доходом. Это прежде всего казна­чейские банкноты и облигации государственного займа. В данном случае инвестор, с одной стороны, имеет нулевую степень риска, а с другой стороны, не может рассчитывать на высокую доходность таких вложений Наряду с этим он получает следующие преимущест­ва:

• при общих кризисах и спадах ему гарантированы устойчивые
доходы;

• при достаточно активном, но не стабильном рынке, он застра­хован от неожиданных потерь;

• ему не нужно тратить время и силы на постоянный контроль
за рынками ценных бумаг и формированием инвестиционного
портфеля.

Рассматривая вопрос о создании инвестиционного портфеля, (предприниматель должен определить для себя параметры, которыми он будет руководствоваться:

1) выбрать оптимальный тип портфеля. В этом случае возможны два типа портфеля:

• портфель, ориентированный на преимущественное получение
дохода за счет процента и дивидендов;

• портфель, направленный на преимущественный прирост кур­совой стоимости входящих в него инвестиционных ценно­стей.

2) оценить приемлемое для себя сочетание риска и дохода порт­феля и соответственно определить удельный вес портфеля ценных бумаг с различными уровнями риска и дохода;

3) определить первоначальный состав портфеля. В зависимости от инвестиционных целей вкладчика возможно формирование порт­феля, предлагающего больший или меньший риск;

4) выбрать схему дальнейшего управления портфелем. Возможны следующие варианты:

1. Каждому виду ценной бумаги отводится определенный фиксированный вес в общей корзине, который остается постоянным в те­чение последнего времени.

2. Инвестор придерживается гибкой шкалы весов ценных бумаг в
общей корзине. Первоначально портфель формируется исходя из
определенных весовых соотношений между ценностями. В даль­нейшем они пересматриваются в зависимости от результатов анализа финансовой ситуации на рынке и ожидаемых изменений конъюнктуры спроса.

3. Инвестор активно использует фьючерсные контракты с индекса­
ми для изменения состава портфеля. Использование фьючерсов
удобно при управлении большими портфелями.

Таким образом, при выборе той или иной стратегии необходимо точно определить следующее:

1. Цель:

• приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) для получе­ния дивидендов и стабильных доходов;

• приобретение ценных бумаг для дальнейшей их перепродажи;

• получение доходов от манипуляции производными ценными
бумагами (опционами), причем сами ценные бумаги могут и
не приобретаться вообще.

• повышение или понижение курса ценных бумаг.

3. Способ оплаты:

• наличие свободных денежных средств или покупка будет осуществляться в кредит на залоговой основе.

4. Возможность прогнозирования и хорошее знание ситуации, сложившейся на финансовом рынке и рынке ценных бумаг. Также
очень большое значение имеет опыт и профессиональный уро­вень предпринимателя.

Стратегия снижения трансакционных издержек. Заключается в том, чтобы выработать такой регламент осуществления процесса подготовки и заключения различных трансакций (соглашений, кон­трактов, договоров и др.), который позволял бы избегать неоправ­данных дорогостоящих командировок сотрудников, сбора и обработ­ки ненадежной, недостоверной информации. Она должна предот­вращать юридические казусы, способствующие ничтожности заклю­чаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать приемы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) фирмы, приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирова­ния у потенциальных партнеров устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей задачей является формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям.

Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы. Это на­правление экономической стратегии должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке, как в роли эксперта, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуще­ствления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта фирма учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает так­тику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии составляет исследование цен и качест­ва поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определе­ние технологического уровня импортируемых товаров и др.

Стратегия снижения производственных издержек. Ее основной направленностью является обеспечение конкурентного преимущест­ва за счет снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приемы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она долж­на нарабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счет факторов производства, так и за счет стратегиче­ского анализа издержек по всей цепочке нарастания затрат от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю.

Стратегия инвестиционной деятельности фирмы. В общепри­нятом понимании инвестиционная стратегия - это стратегия форми­рования инвестиционного портфеля, т. е. совокупности ценных бу­маг, принадлежащих юридическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесторам, т.е. лицам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В нашем случае речь идет об инвестиционной деятельности фирмы в собственную материально-техническую базу или товарно-материальные запасы. Поэтому под инвестиционной деятельностью (стратегией) или стратегией инвестиционной деятельности фирмы мы понимаем выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товар­
но-материальных запасов фирмы на уровне, обеспечивающем посто­янное приращение конкурентного статуса фирмы.

Понятие «инвестирование» находится в тесном взаимодействии с понятием «финансирование», так как использование средств предпо­лагает их предварительное образование. Под финансированием понимается представление капитала для формирования имущества и финансовых средств, а под инвестированием - их использование.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средст­ва, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъектами инвестиционного процесса являются: инвесторы, за­казчики, исполнители работ (подрядчики, субподрядчики), пользова­тели инвестиционных объектов, поставщики. Субъектами инвести­ционной деятельности являются также банки, страховые, посредни­ческие и другие организации.

В коммерческой практике применяются следующие виды инве­стиций.

Инвестиции по направлениям вложения средств различаются на:

• инвестиции в материальные активы (земельные участки,
средства производства, запасы, покупные комплектующие,
другое имущество);

• финансовые инвестиции (ценные бумаги, долевое участие,
приобретение долговых прав);

• инвестиции в нематериальные активы (исследования и разра­ботки, ноу-хау, приобретение лицензий, обучение персонала,
реклама, фирменный имидж, социальная сфера и др.).

Инвестиции в материальные активы принято называть инвести­циями в реальные активы, а инвестиции в ценные бумаги — портфельными инвестициями. Эти инвестиции имеют наибольшее значе­ние в экономике.

Инвестиции в реальные активы по направлениям использования бывают:

• в повышение эффективности;

• в расширение производства;

• в новое производство;

• для удовлетворения требований государственных органов
управления.

По отношению к росту прибыльности инвестиции подразделяют на пассивные (поддержание производства) и активные (расширение производства).

В зависимости от места в инвестиционном процессе различают начальные (нетто) инвестиции и брутто-инвестиции (складываются из нетто-инвестиций и реинвестиций).

По характеру инноваций принято различать экстенсивные инве­стиции (расширение на прежней технической основе) и интенсивные инвестиции (расширение на новой технической основе).

В зависимости от характера участия инвестиции бывают прямы­ми или непрямыми (осуществляемыми через финансовых посредни­ков), а в зависимости от периода инвестирования краткосрочными и долгосрочными.

Форма собственности инвесторов разделяет инвестиции на:

• государственные инвестиции;

• частные инвестиции российских резидентов;

• иностранные инвестиции;

• совместные инвестиции (субъектов России и иностранных го­сударств).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.