Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики






 

Повышение устойчивости работы объектов экономики в ЧС заключается в разработке и осуществлении комплекса мероприятий, направленных на:

предупреждение ЧС;

снижение возможных потерь и разрушений;

обеспечение жизнедеятельности рабочих, служащих и членов их семей.

Повышение устойчивости работы объектов экономики в ЧС достигается заблаговременным планированием и проведением комплекса мероприятий, направленных на снижение воздействия поражающих факторов при ЧС как в мирное, так и военное время и включающего:

Организационные мероприятия – планирование действий руководящего состава, органов управления по делам ГОЧС и РСЧС, соответствующих служб, организаций и формирований по защите рабочих и служащих предприятий, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), восстановлению производства, а также по бесперебойному выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.

Инженерно-технические мероприятия – осуществляются преимущественно заблаговременно и обычно включают комплекс работ, обеспечивающих повышение устойчивости производственных зданий и сооружений, оборудования коммунально-энергетических систем к воздействию поражающих факторов источников ЧС и их последствий.

Технологические мероприятия - повышение устойчивости путем изменения технологического режима, исключающего возможность возникновения вторичных поражающих факторов (эффектов) и их последствий.

Повышение устойчивости функционирования (далее - ПУФ) экономики, ее территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

В соответствии с действующими руководящими документами, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров № 312-109 от 30.03.1979 г. были утверждены требования по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время.

В настоящее время общее руководство подготовкой экономики к устойчивому функционированию осуществляет правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (правительства республик в составе Российской Федерации, администрации краев, областей, муниципальных образований и др.).

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют министерства, федеральные службы и агентства, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧСиПБ) территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений, организаций, предприятий и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

Основными направлениями повышения устойчивости функционирования экономики страны в целом являются:

1. Обеспечение надежной защиты населения.

2. Рациональное размещение производительных сил (объектов экономики) на территории страны.

3. Повышение надежности инженерно-технического комплекса.

4. Исключение или ограничение поражения вторичными факторами.

5. Обеспечение надежности оперативного управления производством.

6. Организация надежных производственных связей и повышение надежности системы энергоснабжения.

7. Подготовка к переводу на аварийный режим работы.

8. Подготовка к восстановлению разрушенных производств.

Применительно к этим основным направлениям должны разрабатываться и осуществляться конкретные мероприятия по повышению устойчивости:

в отраслях экономики - по отрасли (подотрасли) в целом, по подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики и перспектив дальнейшего развития отрасли;

в территориальных звеньях - по субъекту Российской Федерации в целом, экономическим районам, областям, районам, городам и другим населенным пунктам, а также по отраслям и объектам федерального подчинения с учетом природных, экономических и других местных особенностей.

Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в условиях ЧС.

2. Рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта на соответствующей территории.

3. Подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в ЧС.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в ЧС.

5. Подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в ЧС.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости: в территориальных звеньях (республика, край, область, город, район) с учетом природных, экономических и других особенностей этих звеньев; в отраслевых звеньях экономики - по отрасли в целом, по ее подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики и его звеньев разрабатываются и осуществляются, в основном, заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки:

в условиях угрозы и возникновения ЧС (например: эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.);

в военное время - в соответствии с мероприятиями по планомерному переводу экономики на соответствующий режим работы (по планам расчетного года).

Ярким примером быстрого и эффективного выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики в условиях военного времени является работа тыла в годы Великой Отечественной войны.

Так, за первые три месяца с начала Великой Отечественной войны, государственными органами управления (решением Государственного комитета обороны) была организована эвакуация в тыл страны (районы Урала и Сибири) более 1500 заводов и предприятий.

К 1942 году был осуществлен быстрый перевод всего народного хозяйства на " военные рельсы", и уже к концу первого года Великой Отечественной войны Вооруженные Силы получали необходимое количество вооружения.

Авиационная промышленность за последние 3 года войны наладила ежегодное производство - 40 тыс. самолетов, артиллерийская промышленность - 120 тыс. орудий, до 450 тыс. пулеметов, 2 миллиона автоматов, свыше 3-х миллионов винтовок и около 1 миллиарда патронов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.