Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Экономические циклы






1. Каковы причины экономических циклов?

2. Какие изменения происходят в экономике на различных фазах цикла?

3. Что понимается под «длинными волнами» макроэкономиче­ской динамики?

4. В чем основное различие между неокейнсианской и неоклассической концепциями цикла?

5. В чем состоит суть политических бизнес-циклов?

6. Как теория реального экономического цикла объясняет причины колебаний уровня занятости? характеризует эко­номические последствия увеличения государственных закупок?

7. Сравните последствия резких технологических изменений посто­янного и временного характеров (теория реального экономического цикла).

8. Экономика описывается следующими данными: С = 0, 4 Y + 80; I = 100. Предположим, что в результате государственных ассигнований объем инвестиций увеличился на 10 ед. (Δ I = 10). Определите изменение уровня дохода (Y) в результате действия ак­селератора, если его значение равно 2.

9. Амплитуда колебаний ВНП в модели Самуэльсона—Хикса определяется: а) размером ВНП при полной загрузке производственных мощностей; б) размером амортизационных отчислений; в) величиной мультипликатора; г) величиной акселератора; д) размером валовых инвестиций.

10. Основными источниками колебаний в модели реального цикла являются: а) технологический прогресс; б) рост государственных закупок товаров и услуг; в) изменение процентной ставки; г) все перечисленное верно.

11. К какому из трех типов шоков – предложения (1), спроса (2), политическим шокам (3) – относятся следующие события: а) колебания мировых цен на сырье; б) природные катаклизмы; в) важнейшие изобретения и открытия; г) изменения инвестиционных расходов предпринимателей; д) изменения потребительских расходов потребителей; е) центральный банк изменил предложение денег.

12. Сторонники теории реального экономического цикла полагают, что: 1) чаще всего причиной циклических колебаний является ошибочная денежная политика; 2) цены являются жесткими как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах; 3) принцип классической дихотомии справедлив и в кратко­срочном, и в долгосрочном периоде; 4) ставка процента устанавливается Центральным банком.

13. В модели IS-LM с гибкими ценами и выпуском, всегда находя­щимся на уровне потенциального:

1) кривые IS и LM вместе определяют реальную ставку процента; 2) кривая IS определяет реальную ставку процента, a LM определяет уровень цен; 3) кривая LM определяет реальную ставку процента, a IS – уровень цен; 4) изменение предложения денег влияет на реальные пере­менные.

14. Если студент колледжа может заработать за лето в текущем году $1200, а в будущем году – $1500 и номинальная ставка процента составляет 10%, а темп инфляции 5%в год, то чему будет равна реальная ценность текущего заработка по сравнению с заработком будущего года?

15. В соответствии с теорией реального экономического цикла предпочтительнее всего работать больше, когда заработная плата: 1) постоянно высока, а реальная ставка процента низкая; 2) постоянно высока и реальная ставка процента высокая; 3) временно повышается и реальная ставка процента высокая; 4) временно повышается, а реальная ставка процента низкая.

16. Экономический механизм влияния роста государственных закупок в теории реального экономического цикла и в модели IS-LM различаются потому, что: 1) в модели IS-LM цены гибкие; 2) в модели IS-LM цены жесткие, и учитывается эффект межвременного замещения труда; 3) в теории реального экономического цикла цены жесткие; 4) в теории реального экономического цикла цены гибкие и учитывается эффект межвременного замещения труда.

17. В соответствии с теорией реального экономического цикла кривая реального совокупного предложения имеет повышающийся характер в координатах «выпуск - реальная ставка процента» из-за того, что: 1) учитывается изменение технологии; 2) учитывается межвременное замещение труда; 3) учитываются изменения реального запаса денежных средств; 4) учитывается жесткость цен и заработной платы.

18. Пусть производственная функция в экономике имеет вид: Y = 200 L 1/2, предложение труда описывается как Ls = (W / P)(l + r/ 100)3, спрос на труд Ld = 4096(W / P)–2, (W – номиналь­ная зарплата, W = 10), тогда в модели реального делового цикла функция совокупного предложения имеет вид: 1) Y = 160 P; 2) Y = 800 Р; 3) Y = 800(1 + r /100); 4) Y = 3200(1 + r /100).

19. В соответствии с теорией реального экономического цикла из­менение государственных закупок приводит к изменению объема выпуска вследствие: 1) эффекта межвременного замещения труда; 2) изменения технологии; 3) изменения реального предложения денег; 4) жесткости ставок заработной платы;

20. В соответствии с теорией реального экономического цикла уве­личение предложения денег: 1) приведет к уменьшению реальной ставки процента; 2) приведет к увеличению реальной ставки процента; 3) не повлияет на реальную ставку процента; 4) может как увеличить, так и уменьшить реальную ставку процента.

21. Сторонники теории реального экономического цикла объяс­няют снижение выпуска во время рецессии: 1) понижением реальной ставки процента, вследствие кото­рого работники решают меньше работать сейчас и больше ра­ботать в будущем; 2) ухудшением существующей технологией производства; 3) увеличением пособий по безработице, вследствие кото­рого работники решают работать меньше; 4) всем перечисленным выше.

22. Состояние экономики описывается моделью Самуэльсона – Хикса. Предельная склонность к потреблению равна: Су = 0, 8; акселератор β = 0, 3; автономное потребле­ние Са = 50; автономные инвестиции Ia = 200. 1) Какова величина национального дохода в условиях долгосрочного динамического равновесия? 2) Как изменится равновесная величина национального дохода, если автономные инвестиции снизятся на 40 единиц? 3) Какова будет равновесная величина национального дохода, если при снижении автономных инвестиций на 40 единиц предельная склонность к потреблению уменьшится до Су = 0, 7?

23. Совершенствование технологии в теории реального экономи­ческого цикла вызывает сдвиг кривой реального совокупного предложения: 1) вправо и кривой реального совокупного спроса влево; 2) вправо и не сдвигает кривую реального совокупного спроса; 3) вправо и кривой реального совокупного спроса вправо; 4) влево и кривой реального совокупного спроса вправо.

24. Согласно теории реального экономического цикла при резких технологических изменениях постоянного характера (например, при изобретении новой технологии производства) наиболее веро­ятно, что в новом состоянии равновесия: 1) объем производства вырастет, реальная ставка процента упадет; 2) объем производства упадет, реальная ставка процента вы­растет; 3) объем производства и реальная ставка процента упадут; 4) объем производства и реальная ставка процента вырастут.

25. Согласно теории реального экономического цикла при резких технологических изменениях временного характера (например, при благоприятных погодных условиях) наиболее вероятно, что в новом состоянии равновесия: 1) объем производства вырастет, реальная ставка процента упадет; 2) объем производства упадет, реальная ставка процента вы­растет; 3) объем производства и реальная ставка процента вырастут; 4) объем производства и реальная ставка процента упадут.

26. Из теории реального экономического цикла следует, что: 1) в роли стабилизационной может выступать только бюд­жетно-налоговая политика; 2) в роли стабилизационной может выступать только кредитно-денежная политика; 3) в роли стабилизационной может выступать как бюджет­но-налоговая, так и кредитно-денежная политика; 4) стабилизационная политика теряет свой смысл.

27. Пусть исходное состояние экономики описывается условиями: текущее предложение труда Ls = 100 r, выпуск Y = 10 K 1/2 L 1/2, запас капитала К = 81, реальный совокупный спрос Y = 3600(r)l/2, где r – реальная процентная ставка (в %). а) Определить функцию реального совокупного предложения. б) Найти равновесные уровни реальной ставки процента, занятости и реального выпуска. в) Пусть в результате увеличения государственных закупок реальный совокупный спрос изменяется и описывается уравнением Y = 8100(r)–1/2. Найти уровни реальной ставки процента, занятости и реального выпуска в новом равно­весном состоянии.

28. Пусть выпуск в экономике описывается функцией Y = 500 L I/2, предложение труда: , кривая реального совокупного спроса имеет вид Y = 5000 + 2 G – 500 r, где r – реальная про­центная ставка (в %), G – государственные расходы, G = 1000. а) Найти равновесные уровни выпуска, реальной ставки процента, занятости и реальной ставки заработной платы. б) Пусть государственные расходы увеличиваются до 1500. Найти новые равновесные уровни выпуска, реальной ставки процента, занятости и реальной ставки заработной платы. в) Предположим, спрос на деньги описывается функцией M / P =0, 2 Y и предложение денег М = 1000. Каким будет уро­вень цен в первом и втором случае? г) Пусть после увеличения государственных расходов пред­ложение денег изменяется так, чтобы уровень цен оставался постоянным. Каким должно быть новое значение М?

29. Пусть в условиях задачи 30 в результате технологического сдвига выпуск описывается производственной функцией Y = 525 L I/2. Каковы новые равновесные уровни выпуска, реальной ставки процента, занятости и реальной ставки заработной платы?

30. Пусть в условиях задачи 30 предложение труда имеет вид: . Каковы новые равновесные уровни выпуска, реальной ставки процента, занятости и реальной ставки заработной платы?

31. Согласно теории реального экономического цикла кредитно-денежная политика не изменяет реальный выпуск, так как не влияет ни на реальное совокупное предложение, ни на реальный совокупный спрос. Проиллюстрируйте этот вывод с использова­нием модели IS-LM с гибкими ценами.

32. С помощью графика «реальный совокупный спрос – реальное совокупное предложение» проанализируйте эффект снижения по­собий по безработице на реальный выпуск и реальную ставку процента, с точки зрения модели реального экономического цикла.

 

 

Тема 10. Международная торговля. Торговая политика.

1. Япония может производить товар А более эффективно, чем Ко­рея, издержки производства в Японии более низкие. Тем не менее она вывозит товар А из Кореи. Как можно объяснить этот факт?

2. Производительность труда в обрабатывающей промышлен­ности Японии приблизительно такая же, как и в США (в одних отраслях выше, в других ниже), тогда как в сфере услуг США все еще сохраняют более высокую производительность труда. В то же время большинство видов услуг не являются в США объекта­ми международной торговли. Некоторые американские анали­тики считают этот факт серьезной проблемой, поскольку, с их точки зрения, страна не поставляет на мировой рынок именно те товары, в производстве которых она имеет сравнительное пре­имущество. Что ошибочно в их утверждении?

3. В чем, на ваш взгляд, состоит ограниченность теории Рикардо? Хекшера-Олина? Какими объективными тенденциями в разви­тии мировой экономики это обусловлено?

4. Почему динамика показателя «условия торговли», его ухудшение или улучшение, не всегда отражает соответствующие изменения в экономике страны и благосостоянии ее населе­ния.

5. Объясните различия между кратковременными и долговремен­ными последствиями установления внешнеторговых отношений для распределения доходов между факторами производства, ис­пользуемыми в производстве экспортной и импортозамещающей продукции. Можно ли утверждать, что от либерализации тор­говли в конечном счете выигрывают все?

6. В стране А рабочий может произвести за один день 6 метров шелка или 1 кг масла. В стране В рабочий может изготовить за день 2 метра шелка или 4 кг масла. а) Каковы относительные цены в странах при отсутствии тор­говли? б) Что будут вывозить страны после установления торговых отношений? в) В каких пределах могут колебаться мировые цены после установления торговых отношений между странами? г) Если предположить, что до установления торговых отно­шений рабочий в стране А производил в день 4 метра шелка и 1/3 кг масла, а в стране В соответственно 0, 5 метра шелка и 3 кг масла, то каким будет общий прирост производства шелка и масла в результате специализации стран на вы­пуске относительно более дешевых продуктов? д) Если реальное соотношение в торговле между странами сложилось на уровне 1 метр шелка за 0, 5 кг масла и 2 мет­ра шелка обмениваются на 1 кг масла, то каким будет вы­игрыш от специализации и торговли для каждой страны?

7. В таблице представлены данные о спросе и предложении часов в США и Швейцарии. Постройте по данным таблицы графики спроса и предложения для каждой из стран.

а) Каковы равновесные цены и количества на рынках часов в обеих странах при отсутствии внешней торговли?

б) Какая цена равновесия установится на мировом рынке часов при наличии внешней торговли?

в) Какая из стран будет экспортировать часы и сколько?

Цена часов (долл. за 1 шт.) Величина спроса в США (в тыс.) Величина предложения в США (в тыс.) Величина спроса в Швейцарии (в тыс.) Величина предложения в Швейцарии (в тыс.)
         
         
         
         
         
         
         
         

 

8. Страна А, используя все имеющиеся у нее ресурсы, может про­извести 100 единиц товара X или 60 единиц товара Y. Страна В может произвести, соответственно, 80 единиц това­ра X или 80 единиц товара Y.

а) На выпуске какого товара может специализироваться стра­на А? Страна В? б) Покажите границы, в пределах которых могут устанавли­ваться цены в торговле между странами?

9. В таблицах представлены производственные возможности стран N и М.

  Производственные возможности
Страна N
Товар А            
Товар В            
Страна М
Товар А            
Товар В            

а) Следует ли странам развивать специализацию и торговлю друг с другом? Если да, то какой должна быть специализация? б) Найдите общий прирост производства в результате специализации при условии, что до этого страна N производила и потребляла 24 товара А и 16 товаров В, а страна М - 12 товаров А и 12 товаров В.

10. Используя условия предыдущей задачи, определите пределы условий тор­говли между странами N и М.

11. Известно, что страна Z тратит на производство товара А 8 ча­сов, а на производство товара В – 12 часов. Страна Y тратит на выпуск товара А 6 часов, а на товар В – 8 часов. а) На выпуске какого товара будет специализироваться каж­дая страна? б) Какая из предложенных относительных цен возможна в торговле между данными странами: 1А = 1В; 1В = 2А; 1А = 0, 7В; 1В = 1, 6А.

12. Функция спроса на товар X в стране А имеет вид DA = 80 – 20р. Функция предложения представлена как SA = -70 + 40р. Функции спроса и предложения в стране В представлены, соответственно, как DB = 60 – 10p, SB = 30 + 20р. Определите уровень мировой цены (р) и объема продаж (Q) при установлении торговых отношений между странами.

13. Политика протекционизма с использованием высоких тарифов на импорт: а) может увеличить уровень занятости в данной стране в кратко­срочном периоде; б) способствует защите «молодых» отраслей от иностранной кон­куренции; в) содействует обеспечению обороноспособности страны; г) обеспечивает защиту отечественных производителей от дем­пинговых цен; д)все перечисленное верно.

14. Верны ли следующие утверждения: а) Экономическое благосостояние страны при введении им­портных пошлин всегда выше, чем в условиях свободной международной торговли. б) Введение таможенных пошлин стимулирует внутреннее по­требление в стране. в) Цель введения импортных пошлин - сократить импорт, чтобы защитить национальные отрасли и рабочие места от иностранной конкуренции. г) Необходимость защиты «молодых» отраслей от иностран­ной конкуренции - справедливый аргумент в пользу уста­новления торговых барьеров. д) Ограничения импорта приводят к сохранению в экономи­ке неконкурентоспособных отраслей и неэффективной структуры занятости, что сдерживает рост эффективных производств. е) Тариф никогда не может способствовать увеличению реаль­ной заработной платы работников защищаемой отрасли. ж) Снижение тарифов может увеличить доходы государства. з) Нетарифный барьер достаточно низок для того, чтобы улучшить условия торговли, и достаточно высок для того, чтобы поддержать приемлемый уровень товарообмена.

15. В целях сохранения национального художественного наследия вводится полное запрещение на экспорт любых произведений искусства, созданных в стране. а) Является ли такая мера более предпочтительной, чем на­лог на экспорт? б) Кто выигрывает и кто терпит убытки от такого запрета? в) Будет ли этот запрет способствовать тому, чтобы моло­дые художники продолжали работать?

16. Приведите аргументы «за» и «против» следующих утвержде­ний:

а) Защитные тарифы ограничивают как импорт, так и экс­порт страны, которая их вводит.

б) Широкое применение защитных тарифов подрывает спо­собность системы мирового рынка эффективно размещать ресурсы.

в) Официальная безработица нередко может быть снижена с помощью тарифов на импорт, но при этом скрытая безра­ботица, как правило, увеличивается.

г) Фирмы, которые сбывают свою продукцию за рубежом по демпинговым ценам, на самом деле преподносят пода­рок зарубежным партнерам.

д) С точки зрения долгосрочной тенденции добровольные эк­спортные ограничения не оказывают влияния на уровень «естественной» безработицы.

17. Одна из стран соглашается на добровольные экспортные ог­раничения в отношении другой страны. Если эти ограничения станут постоянными, то каковы будут долгосрочные последствия для: а) размещения ресурсов; б) уровня занятости; в) уровня цен; г) уровня жизни в обеих странах?

18. Правительство страны принимает решение о введении та­рифа на импорт сахара в размере 0, 02 $ за 1 кг сахара. Мировая пена на сахар равна 0, 1 $ за 1 кг. Объем внутреннего производ­ства сахара при свободной торговле составляет 6 млрд. кг в год, а при наличии тарифа на импорт – 8 млрд. кг в год. Объем внут­реннего потребления сахара при свободной торговле составляет 22 млрд. кг в год, а при тарифе на импорт – 20 млрд. кг в год. Объем импорта сахара в данную страну при свободной торгов­ле составляет 16 млрд. кг в год, а при наличии тарифа на импорт – 12 млрд. кг в год. Рассчитайте: а) потери потребителей данной страны от введения тарифа на импорт сахара; б) выигрыш отечественных производителей от этой меры; в) увеличение доходов государственного бюджета от введе­ния тарифа на импорт сахара; г) чистые потери национального благосостояния страны от ограничения импорта.

19. При свободной торговле каждый доллар стоимости единицы продукции в текстильной промышленности распределяется следующим образом: 40% (то есть 40 центов) составляет добав­ленная стоимость, 30% (или 30 центов) - затраты на хлопковую пряжу и 30% (или 30 центов) - на прочее волокно. Предположим, что правительство вводит тарифы на импорт текстиля в размере 25% и на импорт хлопковой пряжи - в размере 16, 7% (или 1/6). Цена единицы продукции без тарифа составляет 1 $. а) Рассчитайте, как будет распределяться стоимость едини­цы продукции после введения двух тарифов на импорт. б) Насколько фактический уровень импортного тарифа на текстиль будет соответствовать номинально установлен­ному уровню в 25%?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.