Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Наука, антинаука, лженаука.






Отличит. признак научн знания - это его теорет. характер и непосредств. связь с опытом, посредством кот. оно проверяется на истинность или ложность. Цель науки связ. с получением новых, достоверных знаний о действ-ти, кот. описывают, объясняют или предсказывают ее процессы и явления.

Наравне с научн. знаниями существ. и вненаучные. К ним относят, например, обыденные знания, необх. в повседневном мире и связ. с удовлетворением естеств. потребностей человека в пище, тепле, отдыхе и пр. Эстетические знания отличаются от научных отсутствием аргументированности и доказательности. Религиозные, мистические, эзотерические знания также не явл. научными, т.к. не имеют однозн. эмпирического подтверждения. Существует и псевдонаучные знания, к числу которых относят: алхимию, астрологию, спиритуализм, уфологию, экстрасенсорику и т.п. Довольно специф. явл. взаимодействие научн. и фил. знаний, кот. по ряду признаков явл. ненаучными. Так, фило. знания абстрактны и теоретичны, они не имеют подтверждения опытом. Превращение фил. знаний в научные отстаивалось позитивистами, кот. игнорировали их мировоззренческие ф-ции. Методологическая роль философии обусловливает ее связь с теорет. проблемами наук. Критерии научности позв. отделить научные знания от вненаучных. К их числу относят: систематичность, теорет. полноту, логич. правильность, подтверждение опытом, исп. научных методов.

Наука - это высокоспециализированная деят-ть чел. по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования.

Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности.

Лженаука - это такая теорет. конструкция, содержание кот. не соотв. нормам научного знания, действительности, ее предмет либо не существ., либо сфальсифицирован.

Лженаука исп. в своих построениях научную терминологию, выступает от лица разл. организаций и «академий», маскирует свою деятельность учеными степенями и званиями, широко исп. средства массов. коммуникации и гос. структуры, осущ. шир. издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) зачастую сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Обычно ненаучны: концепции, направл. на отрицание всей предшествующей науки, всеобщие и глоб. теории — от новой теории устройства Вселенной до изобрет. «лекарства от всех болезней», теории, отличающиеся туманностью и непонятностью доказательств, бессистемные и внутренне противоречивые теории, теории, в кот. смешиваются научн. термины и понятия из сферы мистики или религии (например, «карма», «благодать», «космические вибрации» и проч.)

непроверяемые теории, поскольку они основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке. АНТИНАУКА – систематизированное со­брание околонаучных и ненаучных теорий, обладающих внутр. доказательностью и противоречащих официальным версиям научной деятельности. Антинаука выступала альтернативой офи­ци. версии научного знания на протя­жении жизни всего человечества. В разряд антинауки в различн. эпохи ист. чело­вечества попад. мистика, магия, герметизм, астрология, алхимия и др._____

33. Проблемы научн. и фил. познания в позитивизме и неопозитивизме (О. Конт, Г. Спенсер, Б. Рассел). В ист. фил. название «позитивизм» закрепилось как обознач. особ. фил. направл., кот. воз. в 30-е гг. XIX в. и сохр. до наших дней. Осн. предметом исслед. в позитивизме явл. научн. познание, его логика и методология.Основоположником позитивизма явл. фр. ученый и философ О. Конт (1798—1857), кот. и ввел данный термин. Конт провозгласил целью науки накопление и систематизацию позитивного знания — «научных фактов», т.е. данных наблюдений и экспериментов, относящихся к реальному миру, в кот. мы живем. Только на базе этих фактов возможна реконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки пост. рост совокупности научных фактов, Конт указал на принцип. неполноту и ограниченность, а значит, и относительность, наших знаний о мире на любой стадии развития науки. Конт стал основополож. социологии (соц. физики) — науки об общ-ве, кот. должна строиться на базе «научных фактов».Как считал Конт, предшествующ философия занималась в осн. анализом различн. нереальных умопостигаемых сущностей, поэтому это «негативное» знание. «Позитивная» же философия должна стать «теорией науки», заниматься логикой научн. исследования и его методологией. Герберт Спенсер (1820-1903) приблизил науку к здрав. смыс­лу средн. чел., Для Спенсера наука – это вообще всякое знание. Знание – это знание о порядке, о законом. связи явлений. Здрав. смысл вполне способен дать и дает такое знание, наука в этом отно­шении идет лишь немного дальше, поэтому она «...может быть названа расширением вос­приятий путем умозаключения». Спенсер не только говорит о вполне мир­ном сосуществ. науки и религии, но в определ. смысле он и саму науку отож­дествляет с религией. Для него знать что-либо – значит иметь определ. наглядно-чув­ственный образ. То, что нельзя представить в виде чувственного образа, знанием не явл. Неопозитивизм — одно из осн. направлений зап. фил. XX в. Возникновение неопозитивизма как особ. направления связ. с деят-тью Венского кружка, возгл. М. Шликом (1882—1936); как идейное и организационное единство неопозитивизм сложился к 1930 г. В неопозитивизме на первый план выдвинулась проблема анализа языка науки, выразимости в языке всякого осмысленного и, в первую очередь, научн. знания. В рамках неопозитивизма развивался и достиг наиб. успехов логический позитивизм, поэтому неопозитивизм часто отождествляют с последним. В разв. логич. позитивизма важнейшую роль сыграла концепция лог. атомизма, основы кот. были заложены в начале 1920-х гг. англ. математ. и философом Б. Расселом (1872—1970) Принимая тезис о том, что достов. знанием явл. только чувств. опыт — «факты переживания», неопозитивисты пришли к выводу, что по-настоящему научными явл. только простые предложения, которые фиксируют этот опыт (иначе говоря, это предложения, истинность которых проверяется на практике); это так назыв. «протокольные», или «атомарные», предложения. Но уже в 1930-е гг. позитивисты осознали, что в основу науки нельзя положить предложения, описыв. только чувств. опыт и переживания субъекта, и перешли к концепции физикализма, в кот. базовым признается «вещный язык». На этом языке описываются физ. явления внешн. мира, чувственно воспринимаемые субъектом, а не его личн. переживания.

В 1950—1960 гг. неопозитивизм подвергся особенно основательной критике и начал терять свое положение одного из ведущих направлений современной философии, а после 1960 г. он перестает существовать как самост. направление. На смену ему пришел постпозитивизм — в форме лингвистической, а затем аналитической философии.

34. Фил. проблемы науки в постпозитивизме. Пробл. обоснования и разв. научн. знания в трудах К. Поппера, Т. Куна, П. Фейерабенда. Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма сформировался как фил. направление во вт. 1/2 - к. 20 в. Постпозитивизм относят к аналитической философии. Постпозитивизм сохр. тесную связь с неопозитивизмом, но выступ. с критикой осн. его положен. Интерес позитивистов сосредоточивается на проблемах измерения языка науки, истории возникновения, развития и смены научных идей, методолог. проблемах науки Гл. особ-ти постпозитивизма: - ослабление внимания к пробл. формальной логики, - активное обращение к истории науки, - переключение усилий с анализа «готового» научного знания на изучение его динамики, развития, - отказ от каких бы то ни было жестких разграничений – эмпирии и теории, науки и философии и др., - стремление представить развитие знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции). Главными представителями считаются К.Поппер (1902 – 1994) и Т.Кун (1922 – 1996).Постпозитивизм обращается к истории и философии науки, поиску путей познания в науке. К.Поппер и Т.Кун предлагают свои концепции, близкие по исходным идеям и принципам. Поппер создает теорию роста научного знания, которая, по сути, является концепцией критического реализма. Кун в своей теории отрицает независимость эмпирического уровня познания от теории.К. Поппер создает концепцию " критического рационализма". Он рассматривает проблему разграничения научного и ненаучного знания, под которыми он понимает эмпирические науки, с одной стороны, и математику, логику и философию, с другой.Критерием разграничения является принцип фальсифицируемости, согласно которому подлинная научная теория открыта для опровержения ссылкой на эмпирические факты, противоречащие данной теории.Содержание эмпирической науки, считает Поппер, составляют предположения, гипотезы, которые не могут быть верифицируемы Основные идеи концепции Т. Куна изложены в его работе " Структура научных революций" (1966). Он вводит понятия " парадигма", " дисциплинарная матрица", выделяет периоды развития научного знания. Кун считает, что в период " нормальной науки" ученые действуют по определенной парадигме. Это период спокойного развития науки. Под влиянием " аномалий", т.е. проблем, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы, происходит " научная революция", в ходе которой формируются новые, конкурирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду " нормальной науки". Опираясь на разработанное Поппером и Лакатосом положение о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (для обоснования опровергающего факта), Фейерабенд выдвинул методологический принцип пролиферации (proliferation — размножение, лавинное увеличение) теорий: исследователи должны стараться созд. некот. множ. альтернативн. (несовместимых) теорий наряду с существующими и признан. теориями. Создание таких альтерн. теорий обеспеч условия их взаимной критики, предохр. науку от догматизма и застоя, и ускорение развития науки. Принцип пролиферации выдвинут Фейерабендом для обоснования плюралистической методологии научного познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.