Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация и специфика античной философии.






Лосев предлагает следующие этапы античной философии:

Классический. С 7 века до н.э. по 4 век до н.э.

Гомер, Гесиод.- ранняя классика:

Первые философские школы, Гераклид. Внимание философов привлекает природа и космос, идеал красоты, совершенства. Главный вопрос – о происхождении и первоначале мира (Из чего произошло все сущее?). Почти все учения находились под большим влиянием мифологии. Попытки рационального осмысления действительности.

- средняя классика: Школы софистов, Сократ, сократики. Главная проблема человека, этики и познания (гносеологии), иногда к проблеме общества. Имеет более гуманитарный характер. - зрелая классика: Платон. Предмет исследования – диалектика материи и идеи, объективный идеализм. Впервые проработана относительно стройная система, которая включает этику, гносеологию, онтологию, эстетику, социальную философию и философскую антропологию.

- поздняя классика: Аристотель. Предмет как в зрелой, разрабатывает проблемы логики, первая система формальной логики, новые научные концепции и систематизирование старых.

Период раннего эллинизма.

С 4 по 1 вв. до н.э. Александр Македонский. Деятельность стоиков, эпикурейцев, скептиков и киников. Этика, гносеологическая проблематика.

5.Досократики: пробл. начал всего сущего в фил. Милетск школы, постановка проблем бытия и познания в фил. элеатов, фил. идеи пифагорейцев.

Досократический этап (натурфилософия): до 5 в. до н.э. Специфика философии данного периода: Стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Гл. вопрос – вопрос о первоначале мира. В этом смысле фил. досократического периода перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческ. проблематику. Однако мифология стремится решить этот вопрос по принципу: «Кто родил сущее?» А философия – «Из чего все произошло?» Милетская школа: Фалес из Милета (ок. 625 – 547 до н.э.): родоначальник европ. науки и фил.; математик, астроном, полит. деятель. Основные идеи:

Выдвинул идею субстанции – первоосновы всего, усмотрев начало всего во влаге (ведь она пронизывает собой все). Т.о. произвел переворот в мировоззрении, дав «отставку» олимпийским богам и продолжив путь к естеств. объяснению природы. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Стоял на точке зрения гилозоизма (философское воззрение, согл. кот. всей материи присуще свойство живого и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию).

Анаксимандр (ок. 610 – 540 до н.э.): преемник Фалеса. Основные идеи: Первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. Первооснова сущего – апейрон (неопредел. и беспредельная субстанция: ее части изменяются, целое же остается неизменным). Оно недоступно чувственному познанию, но постижимо разумом.

Анаксимен (ок. 585 – 525 до н.э.). Основные идеи: Первоначало всего – воздух. Его он мыслил как бесконечное, видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.

Пифагор (6 в. до н.э.). Также решал проблему «Из чего все?» Основные идеи: «Все есть число» – вот его исходная позиция. Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор учил, что душа бессмертна. Идея перевоплощения душ. Все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души мертвых через какое-то время вселяются в других.

Элейская школа:

Если Гераклит подчеркнул одну сторону бытия – изменение вещей, текучесть сущего, то элейцы подвергли его идеи критике и обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей. Парменид: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто». Ксенофан из Колофона (ок. 565 – 473 до н.э.): философ и поэт, изложил свое учение стихами. Основные идеи: Земля появилась из моря. Док-во: в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений.

Разделил виды знания на «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение.

Парменид (540 – 470 до н.э.): ученик Ксенофона.

Осн. идеи: Истина заключ в том, что первоначала нет. Бытие – это нечто неподвижн., вечное и совершенное. Бытие есть, а небытия (пустоты) нет. Значит нет возможности движения. Чувств. и рац. познание соотнос. результатом чувств. познания явл. мнение («докса»). Мысль и предмет мысли – одно и то же.

Зенон (480 – 430 до н.э.): ученик Парменида. Осн. идеи: Ист. знанием явл. знание рац-ное, а чувств-е. ошибочно. Окруж. мир облад. знанием обо всем, это идеальная сила. «Нус» («ум») – это то, что он нам дает.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.