Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропологическая направленность философии софистов и Сократа.






Софисты – фил. школа в др.. Греции, существ. в V – перв. 1/2 IV вв. до н.э. Предст. данной фил. школы выступ. не столько в кач-ве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обуч. граждан философии, ораторскому искусству и др. видам зн. (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выдел. группы так называемых: старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах. Для софистов характерно: Человек – центр философского познания, Развитие и преподавание ораторского искусства, интерес к языку, критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Сократ разделял мног. идеи софистов и исп. софистику в практ. деят-ти. Фил. позиция Сократа предельно критична и рациональна. «Я знаю, что ничего не знаю, но мудрее других людей, потому что знаю, что ничего не знаю». Сократ - принцип. враг изучения природы. Работу чел. разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, 'столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение'. Нужны гадания, а не научные исслед., чтобы получить указания богов относительно их воли. Сомнение должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию. Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Таким образом, основной фил. вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него явл. дух, сознание, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию._______

8. Философская концепция Платона. Концепции Платона оказ. влияние на европ культуру, вошли в христианство. Платон утвержд., что реальность и рациональность физич. мира м.б. постигнуты только с пом. математики идеального мира. Платон касался и астрономич. вопросов. Он утверждал тезис о шарообразности Земли. Онтология. Принято считать, что Платон явл. одним из основателей идеалистического направления в мир.философии. Во мн. сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсол. сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абс. сущности наз-ся идеями или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» гл.рассказчик приходит к положению, согл. кот. решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что ист. познание касается только вечного и неизм. бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, то следует признать автон. существование идей.В диалоге «Государства» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» означ. не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например добротность конкретной вещи, её полезность и высокое кач-во. Благо нельзя определять как удовольствие, т.к. приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, т.к. это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе». Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце явл. необх. условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что чел. получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необх. условием как познаваемости самих идей, так и способности чел. познавать идеи. Платон считает ист. благом бессмертие, стремление порождать прекрасное – любовь. Нужно идти к благу по ступеням:

познание конкр. единичных вещей, - познание общего в них,

- воспитание, познание прекрасн нравов, - признание прекрасных наук (математики), - созерцание идей. Познавая, чел. становится нравственней, он внутренне оформляется, освобождается, расширяет кругозор.

Иерархия порождений:

1. Рождение детей,

2. Предметы ремесла,

3. Воспитание, образование,

4. Научные открытия,

5. Создание законов, управление государством.

Путь – переход от материальн. к предельно идеальному, от конкретного к абстрактному, от единичного к частному, потом к общему. Те, кто достигает созерцания блага – философы. Истинный философ вернется обратно и выведет народ к благу. Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он опис. полит. утопию, противопоставляемую круговороту реальн. гос. форм. Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь явл. лишь отражением своей идеи, может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к гос-ву, Платон описывает круговорот гос. форм, но все они не совершенны, т.к.существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит. Разделение труда порождает необх-сть разл. добродетелей в кажд. из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача.. Затем с ростом гос-ва-полиса возник. конфликты с др. гос-вами, формируется проф. общность воинов. И, наконец, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота гос. форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Т. о. полит. идеал Платона — это стабильн. гос-ва. Чтобы оно было стаб., треб. стабильность в обществе, каждый выполн.собств. работу — это справедливо.__________

9. Антропологические и этические взгляды Л.А. Сенеки.

Антропология Сенеки противоречива. Согл. его взгляду, природа чел. в основе своей непорочна. Однако эта чис. природа подверглась порче. В рез-те тело преврат. в темницу души, в непреодолимые для нее оковы. Поэтому истин. жизнь души возмож. лишь вне тела, а сама душа — лишь гость тела, узник, заключ. в теле, как в темнице, откуда она освобождается для непорочной, блаженной жизни на небе. Сенека считал всех людей равными. Все люди — члены единого миров. целого, все люди равны между собой; перед чел. открыты бесконечные пути совершенствования, так что в рез-те стремления к добру добро непрем. одержит победу над злом. В то же время Сенека презирал рабов, считал унизительным всякий ремесл. труд в силу его неизбежной утилитарности и допускал только дух. творчество как единственно свободное. Он осуждал гнев, призывал к ласке и всепрощению, проповедовал милосердие и любовь к ближнему. Как стоик, он полагал, что при безнадежной запутанности в противоречиях жизни философ должен добровольно уходить из нее, и он на самом себе исполнил эту заповедь, покончив самоубийством, правда, по приказанию Нерона. Но в этом случае исполнение предписания совпало с собств. внутр. решением. Этические положения излагаются Сенекой почти во всех его произведениях - и в " Нравственных письмах к Луциллию", и в " Естественнонаучных вопросах", и в других произведениях. В них Сенека занимает главные стоические позиции: в жизни изменить ничего нельзя, следует повиноваться судьбе, можно лишь изменить свое к ней отношение и презирать невзгоды. Нужно только стоически выдерживать удары судьбы. Счастье чел. состоит в нашем отношении к событиям и обст-вам: " Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным". Сенека формулирует по-своему золотое правило нравственности: " Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше". Или в другом месте: " Нужно жить для другого, если хочешь жить для себя". Но для этого, по мнению Сенеки, необходимо быть прежде всего другом самому себе. В итоге Сенека повторяет принцип стоической этики: жить согласно с природой. " Природа должна быть нашим руководителем: разум следует ей и советует нам. Следовательно, жить счастливо - одно и то же что жить в согласии с природой"._________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.