Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские взгляды А. Августина.






Августин Аврелий (354-430) - выдающийся мыслитель Средневековья.Ему принадлежит множество литературных произведений в области богословия, общей философии, методологии, этическим и эстетическим воззрениям. Осн. фил. взгляды:

1)О бытии: Все сущее-есть благо, зло- порок, небытие. Бог -источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.

2)Бог, мир и человек: В центре дух. устремлений чел.-Бог, явл. исходным и конечным пунктом размышления, творцом мира и чел., личностью

3)Вечность и время: мир ограничен в пространстве, а бытие ограничено во времени. Время и пространство существ. только в мире и с миром. Начало творения есть начало времени. Время есть мера движения и изменения.

4)Добро и зло: Зло-отсутствие добра, также как темнота-отсутствие света

5)О свободе и божественном предопределении: религиозный фатализм- предопределение Богом одних людей к добру, других к злу.

6)О душе, воле и познании: Познание основано на внутр. чувстве, разуме. Нормой познания явл. истина, кот. содержится в душе, а душа бессмертна. Спасение души- гл. предназначение._____________

 

12. Проблема познания Бога и доказательства его бытия в философии Ф. Аквинского. Фома Аквинский(1226-1274гг.) - выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики. Осн. труды: " Сумма теологии", " Сумма против язычников". В своих воззрениях Аквинат исходил из учения Аристотеля. Рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как " чистую воду". Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Материя-воспреемница сменяющих друг друга форм. Форма-причина образования вещей, а причина индивидуализации вещей-материя одного или другого вида. Т. о. слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальным явлением. Это объясняло с позиции христианства объединение в себе и человеческого и божественного у Иисуса Христа.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различн. степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все в окруж. мире имеет какую-либо цель, направл. к цели, имеет смысл - значит, сущест. какое-то разумн. начало, кот. направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

13. Общая характеристика философии Возрождения. Фил. Возрождения выступ. как самосознание нов. эпохи, обращенной к античной культ., античной учености, античному образу жизни и преодоление средневек. схоластики и диктата религии, что было обусл. след. изменен. в жизни общ-ва:

- первые зачатки капитал. пром-ти, накопление капитала, изобретение пороха, часов, печатного станка, великие географ. открытия, прогрессирующее развитие городов, освобождение от церковной зависимости жизни общества, антиклерикализм (критика служителей церкви), высвобождение человека от сословных ограничений.

1 этап - антропоцентрическо-гуманистический: Человек – это гений, созидающий мир своего существования, имеет права и обязанности совершенствовать мир и самого себя с помощью разума, способен возвышаться от животного состояния к человеческому, самосовершенствоваться, дополнять и завершать сотворенное Богом. Предст: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Пико дела Мирандола, Эразм Роттердамский

2. Этап-Онтологическо-неоплатонический: Главной проблемой новой онтологии была проблема взаимоотношений Бога и мира. Бог и мир едины. Бог отныне не столько творец природы, сколько гуманизирующий ее закон, а сама природа из сферы, подчиненной духу, превращается в естеств. начало всех вещей. Представители: Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Парацельс, Николай Кузанский,

3.этап-натурфилософский: создание новой теорет. модели Вселенной (Земля вращ. вокруг собств. оси и солнца) формиров. предпосыл. научной революции.

Представители: Николай Коперник, Йоган Кеплер, Галилео Галилей, Джорд.Бруно

14. Антрополог. и соц.-философская проблематика в философии Никколо Макиавелли. Единственно возможным разумным гос. устройством Макиавелли счит. только монархию. Макиавелли полагал, что любой чел. наделен одними и теми же страстями, желаниями, волей, является константой, кот. позвол. выводить общ. законы полит. жизни. По мнению Макиавелли дурные человеч. страсти, с одн. стор., объясняются биолог. природой чел. Др. прич. относ. уже к чел. как к обществ. животному и объясняется свойствами гос-ва. Соц. слои и группы он делит по признаку богатства и участия в полит. власти. Правитель, дворянство, народ – эти 3 осн. компон. полит. власти располагают различными правилами и играют в зависим. от этого различн. роль на полит. арене. Все они активны, как участники процесса полит. жизни, и кажд. из них обнаруживает свои страсти, стремления, волю. Одна половина всего человеческого зависит от судьбы, другая — от добродетелей и свободы. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью. Государь должен стремиться к тому, чтобы народ если уж и боялся, то уважал своего правителя, к тому, чтобы большинство было довольно своей жизнью и законами. Для Николо Макиавелли важной обществ. ценностью явл. свобода в шир. понимании этого слова. Свобода важна и для гос-ва в целом - страна должна уметь сохранять свою независимость. Макиавелли всячески подчёркивал огромн. значимость религии для жизни гос-ва и огромную пользу, которую может извлечь умный правитель из религиозности людей. Религия именно как обществ., соц. институт необходима для построения и функционирования гос-ва. С пом. религий созд. новые гос-ва, объедин. народы и страны_____.

15. Особ. философии Нового времени: этапы развития, основные особ. и проблемы.

Периоды: 17 век – английская философия (Бэкон), 18 век – просвещение (Руссо, Локк), 19 век до середины – немецкая классическая философия (Кант, Радищев, Новиков, Гегель). Особенности: антиклерикализм (выступления против церкви доходят до высшей точки, появление первых атеистов), антисхоластическая направленность, в центре – проблема познания, его метода, тесная связь с наукой, метафизичность, механистичность (объекты по аналогии с механизмом, попытки применить правила механики), существование 2-х направлений: эмпиризм (направление в теории познания, предполагающ чувствен опыт источником знания. Содержание знания может быть представлено как описание этого опыта либо сведение к нему) и рационализм (фил направление, признающее разум основой познания и поведения людей). Научная рев-я и Ф. 17 в. (Бекон, Декарт, Спиноза, Лейбниц) Предпосылки для формир. фил. нового времени, связ. с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период имеют место попытки ф. заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теорет. метода. Ф. Бекон развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в Ф. На перв. плане проблемы гносеологии. Два осн. направления ф.: Эмпиризм направление в теории познания, кот. признает чувственный опыт как единств. источник знаний.

а) идеалистич. (Беркин, Юм) б) материалистический (Бекон, Гобсс) 2. Рационализм - выдвигает на перв. план логич. основание науки, признает разум источн. познания и критерием его истинности.____ 16.Проблемы познания и метода в философии Р. Декарта и Ф. Бэкона. Френсис Бэкон (1561-1626). Был канцлером Англии. Главный труд его — «Новый органон» («Органон» — свод логических трудов Аристотеля).Согл. учению Ф. Бэкона чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Такой взгляд называется сенсуализмом. Бэкон убежден в возможности получ. достоверного знания. Для этого нужно усовершенств. метод познания. Он предлагает метод индукции. След. условие реформы науки — очищение разума от заблуждений. Таких заблуждений у него четыре — четыре вида «идолов» или «призраков»: «Идолы рода» — препятствия обусловленные природой человека. (из-за несовершенства органов чувств мы далеко не видим, плохо слышим, и т.д). Соврем. наука избавляется от этих идолов с помощью приборов; «Идолы пещеры» — ошибки вследствие субъективных предпочтений (симпатий, антипатий). «Идолы рынка» — препятствия из-за общения с использованием слов (старые слова сохраняют и старые представления). Для избавления от этих идолов сегодня в каждой отрасли знаний создаются словари терминов. «Идолы театра» — препятствия, порождаемые некритическим усвоенным ложным мнением. От этих идолов можно избавиться с помощью проведения экспериментов. По Бэкону, непосредственная задача познания — исследование причин предметов. Человек должен открывать законы природы, которые Бог скрыл от него. Природа и Писание — дело рук Божьих. Они не противоречат друг другу, а согласуются. Познание нужно не для самого познания, а для пользы человека. Знание — сила. [Последняя фраза Бэкона стала названием современного журнала.]

Р. Декарт (1596-1650 ) родился в семье фр. дворянина, один из творцов аналит. геометрии, от него пошла система алгебраических обозначений. Метод достоверного познания - дедукция (выводы от общего к частному). Строгая дедукция из ясных, четких положений обязательно даст истину. Но начальные положения должны быть лишены ошибок и сомнительных утверждений, поэтому начинать познание надо с сомнения. Сомнение — это только предварительный прием для очищения нашего знания. Сомнение — это акт мысли. Значит, если сомневаюсь, то мыслю. Мыслить же может только существо существующее. Следовательно, если я мыслю — я существую.

Декарт сформулировал правила исследования и установления достоверных истин. Их четыре:

«тщательно избегать поспешности и принимать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения»; «разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;

«мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»;

«составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». В данном случае в познании, раз оно строится по законам дедукции, главную роль играют не чувства, а разум. Поэтому Декарт считается родоначальником рационализма — учения, утверждающего первенство разума.___________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.